Новости

06 июл 2020 - 14:21

О традициях праздника Ивана Купалы: точка зрения историка

Отмечают праздник 7 июля. С этим днём связано немало обычаев и традиций, многие из которых соблюдаются до сих пор. О происхождении праздника восточных славян рассказала заведующий кафедрой ХГУ, доктор исторических наук, профессор Валентина Асочакова.

– Дохристианское название праздника Ивана Купалы до сих пор неизвестно. Праздник существовал у восточных славян в дохристианский период и символизировал смену времён года – «проводы лета». Связан он был с плодородными и производительными силами природы, солнцем, живительной водой. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, Заря-зарница, красная девица. Само же название – народно-христианское. В литературе встречается утверждение о том, что имя Купала имеет очень древнее происхождение и восходит к индоевропейскому глаголу, имевшему значение «кипеть, вскипать, страстно желать», возможно, родственно, имени римского бога любви Купидона. В русском языке этот корень сохранился в слове «кипеть» (волноваться, бурлить, пениться). С течением времени древнее значение имени божества забылось, и слово стали возводить к современному «купаться». Отсюда традиция обливаться водой. Ряд учёных считает, что Купала – это действительно имя божества, олицетворяющего летнее плодородие.

Есть две исторические даты, когда отмечался этот праздник. По старому стилю во время летнего солнцестояния (20-22 июня). Причём в старом месяцеслове написано, что в это время был «первый покос». День считался самым длинным в году, а ночь – самой короткой. С введением григорианского стиля его стали отмечать в ночь с 6 на 7 июля – праздник Рождества Иоанна Крестителя (в переводе с греческого «погружатель», «купатель»). Таким образом, на старый языческий обряд наслоился христианский. Имя божества было окончательно переосмыслено и перенесено на Иоанна Крестителя. А так как крещение сопровождалось троекратным купанием в купели, то смысл праздника в народе стали понимать, как массовое ритуальное купание, после которого разрешалось купаться в реках и открытых водоемах.

В ряде источников сохранилось описание древнего обряда: собираются люди, мужчины и женщины плетут венки из съедобных трав и кореньев, «опоясавшись» растениями, разжигают костры, водят хороводы, прыгают через огонь, «самих себя тому же бесу Купалу в жертву приносят», распевая свои песни. Интересно, что купальскому огню приписывалась особая сила, его разжигали не от другого огня, а при помощи трения. Новый огонь возжигался потому, что ему приписывали волшебную, магическую очистительную силу – создавать и сохранять здоровье. Утром шли к реке и «с великим кричанием умывались водой». Омовение ещё с древних времён рассматривалось, как символ освобождения с помощью воды от «грязи греха». В некоторых регионах топили в воде чучело, совершали магические действия с цветами и травами, которые, как считается, в эту ночь приобретают чудесные свойства.

Также часто встречается следующий обряд: девушки плели венки из веток берёзы или цветов и пускали их по воде. Так они узнавали, кто из них первой выйдет замуж, а кто совсем не выйдет. В некоторых регионах использовали колесо, которое водружалось на шест в центре праздника, и означало не что иное, как изображение солнца.

В сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали чудодейственные и целебные свойства. Особой магической силой наделялся папоротник, на котором якобы один раз в год, в ночь на праздник Ивана Купалы появлялся цветок. «Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из неё появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его желания исполнятся. Мифический, несуществующий в природе цветок якобы даст тому, кто его найдёт, особенные силы и возможности. Например, понимать язык животных, видеть все клады, становиться невидимым, принимать любое обличье, а также открывать замки сокровищниц, лишь приложив к ним цветок. Хотя на самом деле папоротник не цветёт.

Обряды, сопровождавшие языческие праздники, пережили язычество. Они удержались в народе до нашего времени и были приурочены к праздникам христианского календаря. Несмотря на то, что языческие обычаи осуждались церковью, праздник сохранился, правда, утратив свой первоначальный смысл. Вопрос, купальский обряд является игрой или сакральным действом в народной традиции, остаётся открытым.


Подготовила Инга Талахадзе