Новости

18 май 2020 - 10:02

Опыт работы кафедры биологии в дистанционном режиме

В новостной ленте мы регулярно рассказываем о том, как происходит обучение онлайн в разных институтах ХГУ. В целом, можно сказать, формула «в университет за один клик» не просто работает, а набирает обороты. Но на каждой кафедре свои особенности. Насколько удалось адаптироваться к новым условиям и как проходит образовательный процесс, рассказывают заведующие кафедрами и преподаватели институтов Хакасского госуниверситета.

Мнением делится заведующий кафедрой биологии ИЕНиМ кандидат биологических наук, доцент Тамара Злотникова:

Преподаватели нашей кафедры ранее сталкивались с полностью дистанционным обучением лишь при повышении квалификации. Образовательных программ в заочной форме наша кафедра не реализует, поэтому мы привыкли работать со студентами «глаза в глаза». Обстоятельства сегодняшнего дня всё изменили, думаю, что это будет полезный для всех опыт.

Особенности образовательного процесса по биологии в следующем: большое количество лабораторных работ, где студенты работают с биологическими объектами, лабораторной посудой, приборами; они должны всё увидеть, потрогать, понюхать. Учебные и производственные практики обязательно должны проходить в полевых условиях, так как основными объектами профессиональной деятельности выпускников являются биологические системы различных уровней организации: организмы, популяции, сообщества, экосистемы.

С организацией лекций, практических и лабораторных работ в новых условиях, думаю, мы успешно справляемся, так как все преподаватели кафедры имеют большой опыт работы и могут заранее предвидеть вопросы, трудности, которые могут возникнуть у студентов. Каким образом организован учебный процесс? По ряду дисциплин преподаватели читают лекции и проводят консультации с использованием дистанционных технологий (Zoom, Skype, Viber, WhatsApp,YouTube). По некоторым дисциплинам оказалось возможным частичное использование курсов, разработанных другими вузами. Так что источники информации для студентов оказались даже более привычными, чем при традиционной форме обучения. Задания по всем видам занятий преподаватели выдают студентам через автоматизированную информационную систему Образовательный портал, отчёты по занятиям студенты направляют преподавателю также через личный кабинет Образовательного портала. Поэтому ещё один положительный момент такой формы образовательного процесса – теперь каждый студент по каждому занятию должен своевременно написать отчёт, который проверит преподаватель. Оценки появляются у каждого студента за каждое занятие, что существенно облегчает проведение промежуточной аттестации.

По подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ большинство преподавателей работают со студентами через личную электронную почту. Эти документы тяжёлые, много графических материалов, фотографии. Защиту курсовых работ преподаватели успешно проводят в форме видеоконференции на платформе Zoom или Skype.

Сейчас коллектив нашей кафедры озабочен подготовкой к летним полевым практикам. Необходимо пересмотреть программы практик и оптимизировать количество и виды заданий в связи со сложившимися обстоятельствами. Нужно организовать ежедневный контакт со студентами с помощью голосовой или видео связи, составить подробные план-задания на каждый день с алгоритмом работы, методическими рекомендациями, формой отчётности. Задания  готовим вариативные, так как возможности у студентов разные (кто-то живёт в городе, кто-то в деревне). Подготовим для студентов электронную папку со вспомогательными методическими материалами. Студенты будут по мере возможности выходить в парк, сквер, огород, собирать, фотографировать, зарисовывать объекты исследований. Дома будут определять их, описывать, делать гербарии, коллекции, работать с ресурсами интернет.

Наглядность, которая необходима при изучении биологии, в данном случае нам даже поможет: у преподавателей накоплены богатые фотоархивы природных объектов, которыми они поделятся со студентами, существуют интернет-ресурсы, позволяющие увидеть фото растения или животного, услышать песню птицы, посмотреть обучающее видео.

Многие научно-исследовательские институты, образовательные учреждения и краеведческие музеи имеют оцифрованные коллекции, которые доступны для просмотра на их сайтах. Например, богатейшие коллекции насекомых и других животных на сайте Зоологического института РАН, гербарий Центрального Сибирского ботанического сада Со РАН и многие другие. Специализированные сайты: «Птицы Сибири» и «Птицы Средней Сибири» (позволяет увидеть фото птицы, рисунок, услышать голос, получить информацию о биологии), сайт «Ермак», посвящённый природе Южной Сибири и масса других.

Думаю, что практика окажется эффективной как для студентов: они получат новые знания и навыки, так и для преподавателей: они получат опыт организации образовательного процесса в дистанционной форме. В дальнейшем это опыт может вылиться в авторские курсы или что-либо очень интересное и полезное.