Новости

12 май 2020 - 10:22

Язык в дистанте: ХГУ изучает иностранный

Из-за карантина студенты вынуждены учиться дистанционно, что вызывает определённые трудности, особенно в изучении иностранных языков. Преподаватели рассказывают, какие новшества используются в учебном процессе и насколько они эффективны.

Заведующий кафедрой иностранных языков и методики преподавания института филологии и межкультурной коммуникации кандидат филологических наук, доцент Ангелина Васильевна Безрукова:

–  Около двух месяцев мы работаем со студентами в дистанционном формате. Понятно, что это вынужденные и временные меры, а обучение в такой форме не новость для преподавателей иностранного языка. Ведь в Интернете давно существуют различные курсы по изучению языков для всех желающих. И это замечательно! Я часто прохожу их для повышения квалификации по методике преподавания английского языка и получаю допуск к полезным материалам для их последующего использования в работе со своими воспитанниками. Но, делаю я это добровольно и в свободное от основной работы время.

Совсем другое дело, когда ты вынужден давать уроки дистанционно. В настоящее время образовательный портал вуза и платформа Moodle являются практически основным средством обучения студентов.

К сожалению, для обучения иностранному языку, главным требованием к которому является «уметь общаться на иностранном» данных платформ не достаточно. Для таких коммуникаций необходимы, прежде всего, наличие собеседника и определенные ситуации (условия). Мне могут ответить, что для этого существуют платформы: Skype, ZOOM, GOOGLE MEET и другие, где можно общаться со студентами в реальном времени. Да, согласна. Именно этими платформами мы сейчас пользуемся, и проводим не только занятия, но и оперативные совещания. На образовательном портале студенты выполняют письменные задания, а в ZOOM – мы общаемся, обсуждаем разные темы. Например, на минувшей неделе разбирали проблемы образования в России и США. К сожалению, как я уже говорила, возникает много технических проблем. В обычных условиях, я демонстрирую небольшие видео по теме. Сейчас прошу ребят посмотреть их дома. Но выполняют такие задания далеко не все студенты.

Для временного и вынужденного использования это реальный выход из ситуации. Но минусов также очень много. К примеру, как оказалось на практике, у половины студентов нет камер и мы не видим друг друга, у кого-то не работает микрофон, кто-то не может зайти в группу, я не могу включить некоторые функции (например, работу в парах) и т.д. Поэтому подготовка к такому занятию требует в два раза больше времени, чем к обычному.

Преподаватели и студенты с нетерпением ждут живого общения. Если меня спросят, каково мое отношение к дистанционному образованию, я твёрдо отвечу – положительно, но только, как в качестве средства для выполнения самостоятельной работы студентов, а также подготовки к зачётам или экзаменам. Ведь, несмотря на все плюсы, дистанционное образование не может заменить традиционное: с лекциями и практическими занятиями.

Поэтому для большинства из нас, как оказалось, это всё непростое испытание. Одно дело, изучать технологии дистанционного обучения на курсах повышения квалификации и эпизодически использовать их, как вспомогательный элемент в образовательном процессе. И, совсем другое, когда дистанционные формы становятся единственным  способом обучения.

Доцент кафедры зарубежной лингвистики и терии языка доктор филологических наук, профессор Ирина Петровна Амзаракова:

– Выкладываю лекцию, полный текст, задания к ней — студенты выполняют, я проверяю. Так интенсивно с лекциями мне ещё не приходилось работать. В контактной форме: подготовил лекцию, прочитал и домой пошёл. Конечно, контакт со студентами, в глаза смотришь, вопросы задаёшь — но ведь не все внимательно слушают и следуют за твоей мыслью. А тут каждый должен ответить на вопросы или презентацию выложить — и каждому пишешь ответ, комментируешь, даёшь советы.  Семинарские другое дело —  можно в скайп  человек по пять приглашать, а можно на moodle  работать, там всё же возможностей побольше, чем на портале.

В  научной работе я и раньше интенсивно электронной почтой пользовалась, а теперь такие консультации еще более актуальны. Вообще, у меня ощущение, что студенты постепенно привыкают к онлайн работе. Вот так, вынужденно, смотришь —  и освоим дистанционную работу, о которой столько говорили и к которой так давно призывали. Казалось, это какое-то заоблачное будущее — а обстоятельства вынудили к этому прийти в самые сжатые сроки.

Большинство преподавателей уверены, никакие технологии не могут заменить живого общения со студентами, но и в переходе на дистанционное обучение видят свои плюсы – опыт работы в онлайн-среде с современными форматами подачи материала и более активное внедрение цифровых технологий в традиционное образование после пандемии,  позволит университетам готовить специалистов будущего.