Новости

01 июн 2021 - 08:46

В ХГУ обсудили проблемы доверия и взаимопонимания

В Хакасском госуниверситете на базе института филологии и межкультурной коммуникации состоялся международный научный онлайн-семинар «Доверие как условие взаимопонимания и дискурсивные практики».  Мероприятие проводилось в рамках поддержки решения Генеральной Ассамблеи ООН, объявившей 2021 год Годом мира и доверия.

Учёные-лингвисты Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова совместно с коллегами из Хабаровска, Иркутска, Уфы, Рязани, а также Нур-Султана (ранее Астана, Казахстан) обсуждали проблемы языковой репрезентации и педагогической реализации стратегий доверия.

С приветственным словом выступили директор института филологии и межкультурной коммуникации, кандидат социологических наук Татьяна Чиверская и представитель Иркутского государственного лингвистического университета, кандидат филологических наук, профессор Мария Малинович. Выступающие подчеркнули своевременность, многогранность проблемы доверия и перспективность рассмотрения этой понятийной категории в лингвистическом аспекте.

Тематика докладов охватывала разные аспекты феномена доверия. Языковую онтологию на материале русского, хакасского, немецкого языков представили в своих докладах: ведущий научный сотрудник института гуманитарных исследований и саяно-алтайской  тюркологии ХГУ им. Н.Ф. Катанова, доктор филологических наук Мария Чертыкова; профессор кафедры зарубежной литературы и теории языка ИФиМК ХГУ им. Н.Ф. Катанова, доктор филологических наук Ирина Амзаракова. Языковой актуализации доверия в художественном тексте посвятили доклады: преподаватель кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации Тихоокеанского государственного университета (Хабаровск) Елизавета Евсеева; доцент кафедры зарубежной лингвистики и теории языка ИФиМК ХГУ им. Н.Ф. Катанова, кандидат филологических наук Галина Чугунекова, старший преподаватель кафедры зарубежной лингвистики и теории языка ИФиМК ХГУ им. Н.Ф. Катанова Ирина Майнагашева.

Много вопросов было задано докладчикам, представившим функционирование феномена доверия в общественном дискурсе, где возможно злоупотребление доверием, нарушение принципов толерантности и манипуляция сознанием. Проблему формирования толерантности в обществе затронула в своём докладе заведующий кафедрой зарубежной лингвистики и теории языка ИФиМК ХГУ им. Н.Ф. Катанова, кандидат филологических наук Ольга Кутяева. Она подчеркнула, что толерантность является стратегическим инструментом достижения доверия.

Большой интерес вызвали доклады, посвящённые педагогическому аспекту феномена доверия, реализуемому в учебной иноязычной коммуникации. Докладчики: кандидат филологических наук Ирина Борисова (Абакан); заведующий кафедрой романо-германской филологии и межкультурной коммуникации Тихоокеанского государственного университета (Хабаровск) Лариса Кульпина; профессор Республиканского медицинского института (Нур-Султан, Казахстан), доктор философских наук Кульcина Качкынбаева.

По завершению докладов состоялась дискуссия, в которой участники подвели итоги и положительно оценили результаты проведённого мероприятия, поблагодарили за «прекрасные доклады», «доверие и доверительную атмосферу».

В частности, Лариса Кульпина отметила:

 – Мне очень приятно было в очередной раз присутствовать на научном мероприятии, которое проводит Хакасский государственный университет. Говорю это совершенно искренне, хочу подчеркнуть такую особенность научных мероприятий, как привлечение, наряду с маститыми лингвистами-филологами, молодых учёных, магистрантов и аспирантов, которые представляют свои работы, проявляя свою лингвистическую и методическую компетентность. В русле темы научного семинара хочу пожелать молодым доверять своему языковому и лингвистическому чутью, получать удовольствие от научного поиска, в срок защититься и успешно выстроить свою карьеру.

Мария Чертыкова обратила внимание на значимость темы семинара для педагогической деятельности:

Уже второй раз участвую в научных мероприятиях кафедры ЗЛиТЯ, и на этот раз тоже получила огромное удовольствие от семинара, доклады были очень интересными. Доверие – это понятие жизнеутверждающее, очень интересно, как оно отражается в разных языках. Для меня было новым услышать, как доверие реализуется в образовательном процессе, между учителем и учениками. Сегодня мы только затронули эту злободневную тему, но не исчерпали её. Доверие соприкасается с такими взаимопроникающими понятиями, как толерантность, надежда, уверенность. Хочу пожелать продолжения научных семинаров для дальнейшего обсуждения.

По результатам работы семинара будет опубликована коллективная монография.