Новости

26 апр 2022 - 10:00

Научный полк ХГУ: Абаканский учительский институт во время войны

ХГУ им. Н.Ф. Катанова участвует в акции Минобрнауки России «Научный полк», публикуя материалы о подвигах и трудовой доблести студентов, преподавателей и выпускников в годы Великой Отечественной войны, вкладе научных коллективов в Победу и восстановлении науки в послевоенные годы. Материалы будут размещаться на ресурсах вуза, в том числе в социальных сетях в сопровождении хештега #научныйполк. Сегодня мы рассказываем об Абаканском учительском институте – созданной в 1939 году исторической базе Хакасского госуниверситета. Великая Отечественная война началась, когда в вузе завершался второй учебный год.

В первый же день мобилизации 71 учащийся Абаканского учительского института подали заявления о добровольном зачислении в ряды РККА и в народное ополчение. Ушли на фронт выпускники института С.Ф. Аёшин, Н.К. Лаврентьев, К. Колтораков, заведующий кафедрой педагогики А.Н. Устинов и другие.

Осенью 1941 года педагогические кадры Абаканского учительского института пополнились за счёт эвакуированных преподавателей московских вузов, в том числе МГУ, что оказало положительное влияние на постановку учебной и научной работы, дало возможность продуктивного обмена научными и методическими идеями.  Молодым учёным был представлен пример сбора и изучения местного материала: доктор исторических наук, профессор С.А. Токарев стал изучать историю хакасов по документам государственного архива Хакасской автономной области; кандидат филологических наук, доцент Л.С. Шептаев занялся сбором хакасского фольклора.

В своих воспоминаниях о работе отделения математики и физики в период Великой Отечественной войны преподаватель В.В. Смирнов писал: «Условия жизни и работы, как студентов, так и преподавателей, в те военные годы были нелёгкими. Жили впроголодь. Помимо учебных занятий выполнялись и многие другие, главным образом, физические работы, диктовавшиеся условиями военного времени. Это и различные виды сельхозработ, и разгрузка брёвен в гавани, и разгрузка вагонов с углём, и др. Следует отметить высокую степень сознательности не только преподавательского состава, но и студентов, безоговорочно и даже с энтузиазмом выполнявших все необходимые работы, совмещая их с учебой. Никаких проблем, связанных с прогулами учебных занятий студентами, тогда совсем не возникало». Несмотря на трудные военные годы, основным занятием студентов по-прежнему оставалась учеба. Руководство института стремилось создать условия для подготовки к экзаменам. Во время сессии и госэкзаменов кабинеты института работали с 9 часов утра до 11 часов вечера.

Несмотря на тяготы военного времени, Абаканский учительский институт продолжал развитие как образовательный, культурный и научный центр Хакасии – в 1943 году в его структуре было открыто отделение хакасского языка и литературы для подготовки учителей национальных школ. С этого момента хакасский язык и литература становятся предметами  учебных курсов, для ведения которых создается кафедра хакасского языка. 

Война ещё не закончилась, но уже прогнозировались кадровые потребности послевоенного периода, в том числе в социально-культурной сфере. В организации школьного образования ожидались, с одной стороны, значительный рост количества учащихся старших классов, а с другой – снижение удельного веса учителей с высшим образованием, связанное в основном с реэвакуацией. Хакасии нужны были свои педагоги. 10 февраля 1944 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об организации Абаканского государственного педагогического института с факультетами: русского языка и литературы, исторического, физико-математического.

Создание педагогического института происходило на практическом фундаменте учительского института. Осенью 1944 года к занятиям приступило 87 студентов педагогического института, 81 студент первого и 143 студента второго курсов учительского института, в это же время в профессорско-преподавательском составе числилось 26 человек, из них шесть – с учёными степенями. Преодолев трудности войны, вуз успешно решал проблему подготовки педагогических кадров. В период Великой Отечественной войны он сумел не только выжить, но и успешно осуществлял профессиональную деятельность.