Новости

12 авг 2019 - 14:21

Закон и обычай: украл невесту или похитил человека?

Фото:

Какую роль обычаи играют в правовых системах республик России и чем отличаются от традиций исследовала старший преподаватель института истории и права ХГУ Азията Доо. Она завершила обучение в аспирантуре вуза и защитила научный доклад по подготовке диссертации. Теперь молодой учёный представит работу в диссертационный совет и при успешной защите получит степень кандидата юридических наук.

Россия – многонациональная и многокультурная страна. На её территории проживают представители более 160 национальностей, имеющих собственный язык, культуру и обычаи. Как объяснить в суде, что ты действовал согласно обычаю, договорился с невестой, а вовсе не крал человека. Или отдал калым, а вовсе не взятку. Множество вопросов возникает, когда обычаи не соответствуют нормам закона.

– Азията Маскыровна, прежде чем мы поговорим об обычаях, расскажите о правовой системе страны.

– В отечественной юридической литературе термин «правовая система» трактуется по-разному. В своей работе мы рассматривали правовую систему государства с точки зрения широкого подхода. Она охватывает все юридические средства и явления, которые существуют в правовой действительности. Так, с точки зрения теории права основными элементами правовой системы выступают системы права и законодательства, правоприменительная практика, правовая культура и правосознание.

– В работе Вы подробно рассматриваете правовые системы субъектов-республик России. В чем их особенность?

– Во-первых, следует сказать о том, что особенности конституционно-правового статуса республик РФ связаны с факторами исторического, национального и иного характера. Во-вторых, республики РФ как национально-территориальные субъекты России обладают наибольшим объёмом прав и полномочий в сфере законотворческой деятельности.

– Прежде чем Вы расскажете о том, как обычаи влияют на правовую систему, хотелось бы понять, что такое «правовой обычай» и «правовая традиция».

– Обычаи – это исторически сложившиеся неписанные правила поведения. Они бывают разных видов. Правовой обычай выступает источником права, внешней формой выражения правовых норм. Обычай становится правовым с момента его санкционирования государственной властью, т.е. разрешения законодателя использовать этот обычай. Правовые традиции же – это более общая категория.

– Почему же в региональном законодательстве эти понятия чётко не определены?

– Во многих национальных языках республик России, а их у нас 22, обычно на родном языке слова «обычай» и «традиция» выступают синонимами. Поэтому на практике эти понятия очень часто смешиваются. С точки зрения закона очень важно понимать отличия, потому что федеральное законодательство уже давно установило, что источником права выступает обычай, а не правовая традиция.

– В каких республиках России правовые обычаи выступают источником регионального права?

В Бурятии, Якутии, Туве, Чечне, Татарстане, Калмыкии. В этих республиках есть региональные нормативные правовые акты, которые санкционируют какие-либо нормы обычая. Например, в Конституции Чечни предусмотрено следующее: «Общепризнанные традиции и обычаи народов Чеченской Республики – уважение к старшему, женщине, людям различных религиозных убеждений, гостеприимство, милосердие – священны, охраняются Конституцией Чеченской Республики». Также на уровне субъектов РФ принимаются этические кодексы. В Туве, например, есть кодекс чести мужчины. Они носят рекомендательный характер.

– Получается, что чаще всего правовые обычаи касаются моральных норм?

– Верно. Они определяют положение человека в обществе, касаются чести и достоинства, например, на что необходимо ориентироваться при выборе работы, создании семьи, как человек должен себя вести, чтобы не позорить себя и свой народ. Причём понятие «народ» охватывает не только тех, на кого ты похож, оно рассматривается по-разному в зависимости от того, где ты находишься. Если в России, то народ субъекта, если за её пределами, то страны. Несмотря на уровень развития, модернизации и демократизации общества, есть вещи, которые всегда надо учитывать и сохранять.

– Но ведь не все обычаи несут позитив?

– К сожалению, да, есть и негативная сторона. Например, у многих народов предусмотрен выкуп за невесту, т.е. калым, а если нет такой возможности у жениха? В тувинской среде принято, что сторона жениха должна обеспечить очаг, а когда невеста приходит в дом мужа, должна взять утварь. Что, если у невесты нет ничего? Или муж не может обеспечить очаг? Брак не получится? Этот обычай очень скрытно отделяет социальные слои, происходит большой разрыв. Ещё один пример. Раньше на свадьбу все приносили подарки, поздравляли молодых. Сейчас эти нормы негативно трансформировались, положено дарить деньги. Чрезмерная материализация традиционных норм ни к чему хорошему не приведёт.

– И всё же некоторые народы отдают предпочтение обычаю, а не закону?

– Да, особенно это касается сферы семейно-брачных отношений. Людям, которые соблюдают обычаи, безразлично, предусмотрено это законом или нет. Например, есть обычай, когда мужчина занимает доминирующее положение. Но по Конституции РФ все равны. Или обычай красть невесту, который согласно уголовному закону квалифицируется как похищение человека.

– Значит, такие люди осознанно идут на преступление?

–Они действуют по обычаю и воспринимают все происходящее с точки зрения своих традиционных взглядов. В этом заключается большая проблема, ведь во многих субъектах, где проживает 80-90 процентов титульной нации, высокий уровень преступности. В нашей работе как раз и идёт речь о том, что важно объяснять людям, что обычай – это не всегда хорошо. И в то же время необходимо, чтобы правоприменители понимали, почему, например, жених украл невесту, каков был на самом деле его мотив.

– Много ли случаев, когда удалось доказать, что правонарушитель следовал обычаю?

– Их особо и нет, потому что это очень сложно. Во-первых, тот, кто ссылается в суде на нормы обычая, должен ещё доказать, что такой обычай есть. А мы помним, что, чаще всего, это правила неписанные. Ещё один важный момент: нормы обычая – это исторически сложившиеся правила поведения, а что значит исторически? Никто хронологически не определил, сколько лет должно пройти, чтобы традиция стала обычаем. 10, 50, 100 лет?

Во-вторых, большинство случаев, рассматриваемых в суде, которые связаны с обычаями, особенно в сфере семейных правоотношений, попадают под состав правонарушения. Следует помнить, что есть нормы федерального законодательства, и их нельзя нарушать, даже в силу традиционных взглядов. Если федеральное законодательство устанавливает состав правонарушения, то нет смысла доказывать, обычай это или нет.

– Из-за того, что обычаи нигде не описаны, передаются из уст в уста, каждый может внести в них свои коррективы. Как быть с этим?

– Да, сейчас в силу информационной открытости очень легко изменить содержание обычая. Получается, если я захочу, то смогу внушить людям, что так было принято, они будут следовать этому, и спустя некоторое время это станет обычаем. А это неправильно. Тут ещё возникает проблема разрыва поколений. Наши бабушки, дедушки уйдут, а молодые люди не знают обычаев, потому что у них сейчас иные ценности в жизни. И это естественно. Но традиционные основы, которые определяют каждого россиянина, заложены, в том числе в обычаях, их надо помнить. Причём те, которые наиболее приближены к истине. И санкционировать нужно тоже только такие. Поэтому проблема сохранения «аутентичного» текста обычая на уровне законодательства с нашей точки зрения является злободневной.

– Какие варианты Вы предлагаете для того, чтобы люди знали обычаи своего народа, но не нарушали закон?

На практике очень часто возникают спорные ситуации в применении норм обычая. Региональное законодательство не соответствует федеральному, т.е. нормы на уровне регионов определены неподробно или отсутствуют. Все должно быть приведено в соответствие. Мы пытаемся выработать алгоритм и механизм реализации обычаев для регулирования сферы общественных отношений путём внедрения интегративного способа санкционирования норм обычая.

– Но ведь уже существуют способы санкционирования обычая?

– Есть два способа: отсылка и фиксация. Суть отсылочного способа заключается в том, что в нормативном правовом акте обычай лишь упоминается, т.е. содержание обычая не прописывается. Например, в Бурятии граждане имеют право при регистрации рождения ребёнка присвоить ему фамилию, имя и отчество с учётом бурятских национальных обычаев. Фиксирующий способ предусматривает содержание обычая в нормативном правовом акте. Например, в законе Республики Саха (Якутия) предусмотрено, что отчество ребёнку может быть присвоено в соответствии с якутским национальным обычаем путём прибавления к имени отца ребенка слова «уола» (для ребёнка мужского пола) и «кыыhа» (для ребенка женского пола). Следовательно, констатируется факт трансформации обычая в норму права, т.е. в данном случае обычай выступает материальным источником права, а не формальным. Необходимо сказать о том, что фиксируются в нормативных правовых актах чаще всего обычаи, которые превалируют в жизни.

– Каким образом Вы предлагаете объединить эти способы?

– Работа направлена на то, чтобы сохранить правовой обычай как источник права в формальном смысле, не прописывать содержание обычая в законе. Интегративный способ гармонично соединяет в себе уже существующие. Он заключается в том, что нормы регионального законодательства будут содержать отсылки к правовому акту ненормативного характера (например, к сборнику обычаев), фиксирующему содержание обычая.

– Такой сборник может стать настоящей энциклопедией для людей разных национальностей. Я думаю, он поможет гражданам найти общий язык не только с законодателем, но и друг с другом.

– Конечно. Мы действительно многонациональная страна, но, к сожалению, многие представители разных народов не понимают, какие есть ещё народы и каковы их обычаи, традиции. Нам нужно учиться разговаривать с представителями национальностей на их языке, знать культуру. Помимо этого, нормы обычая определяют самоидентификацию человека. Каждый из нас на каком-либо этапе жизни задаётся вопросами: «Кто я?», «Где я?» и «Зачем я здесь?». А если мы будем знать, в том числе, обычаи, то будем крепко стоять на ногах, будем в ответе не только за своих родных и близких, но и за свой народ и страну.

– Азията Маскыровна, спасибо Вам за интересную беседу. Желаю удачи в защите диссертации, новых открытий и идей!

– Спасибо!

 

Беседовала Валерия Кадачигова