Справка о вузе. Хакасский государственный университет: вчера, сегодня, завтра

 

 

Образованный в 1994 году Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова создавался путем интегрирования разноуровневых образовательных учреждений, но как высшее учебное заведение является историческим приемником Абаканского государственного педагогического института (АГПИ, 1944-1994), возникшего на базе Абаканского учительского института (1939 - 1954).

Вместе с тем одно из вошедших в структуру университета учреждений среднего профессионального образования возникло десятилетием ранее. Первое учреждение среднего профессионального образования появилось в Хакасии в 1929 году. Это был Хакасский педагогический техникум, впоследствии переименованный в педучилище, в настоящее время – колледж педагогического образования, информатики и права ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

В 1932 году в Хакасии открылось еще одно среднее заведение профобразования – Хакасский коневеттехникум (впоследствии сельскохозяйственный техникум, а ныне сельскохозяйственный колледж в составе сельскохозяйственного института ХГУ). В 1934 году была открыта Абаканская фельдшерско-акушерская школа (затем  медицинское училище, ныне медицинский колледж в составе медико-психолого-социального института ХГУ им. Н.Ф. Катанова). Добавим, что четвертым из вошедших в университет средних профессиональных заведений было Абаканское музыкальное училище, открытое в 1960 году, теперь же музыкальный колледж в составе института искусств ХГУ.

Отвечая потребностям экономики, условия подготовки специалистов средней квалификации были заложены в Хакасии в 30-е годы. Тогда же ощущалась нехватка квалифицированных учительских кадров, что препятствовало решению важной государственной задачи – переходу к всеобщему семилетнему образованию. Инициатива по разрешению вопроса об учителях неполных средних школ принадлежала  председателю Хакасского облисполкома и депутату Верховного Совета СССР С.Е. Инкижекову, который обратился в Наркомпрос РСФСР, лично к Н.К. Крупской.  И осенью 1939 года в Абакане начинает работать учительский институт, что обусловило начало высшего профессионального образования в Хакасии.   

Первым директором учительского института был В.Г. Дубов, до этого возглавлявший Хакасское педагогическое училище. Первый набор студентов института распределился следующим образом: 66 студентов обучались на отделении русского языка и литературы, 3 – истории, 29 – математики и физики. Были организованы первые кафедры: марксизма-ленинизма, истории, языка и литературы, физики и математики, педагогики. В 1940 году открылось отделение заочного обучения. Первый выпуск – 79 человек с дипломами учителей неполных средних школ – состоялся в июле 1941 года.

Когда завершался второй учебный год института, началась Великая Отечественная война. В первые дни войны добровольцами ушли на фронт заведующий кафедрой педагогики А.Н. Устинов, выпускники С.Ф. Аешин, Н.К.Лаврентьев и другие. Колледж педагогического образования, информатики и права (тогда - Хакасское педагогическое училище) стал зданием-госпиталем. В августе 1941 года здание училища и его общежитие передаются госпиталю для раненых защитников нашей Родины.

Осенью 1941 года педагогические кадры Абаканского учительского института пополнились за счет эвакуированных преподавателей московских вузов, в том числе МГУ, что оказало положительное влияние на постановку учебной и научной работы, дало возможность продуктивного обмена научными и методическими идеями.  Молодым ученым был представлен пример сбора и изучения местного материала: доктор исторических наук, профессор С.А. Токарев стал изучать историю хакасов по документам государственного архива Хакасской автономной области; кандидат филологических наук, доцент Л.С. Шептаев занялся сбором хакасского фольклора.

Несмотря на тяготы военного времени, Абаканский учительский институт продолжал развитие как образовательный, культурный и научный центр Хакасии – в 1943 году в его структуре было открыто отделение хакасского языка и литературы для подготовки учителей национальных школ. С этого момента хакасский язык и литература становятся предметами  учебных курсов, для ведения которых создается кафедра хакасского языка.  Ее заведующим стал известный тюрколог Ф.Г. Исхаков (в 1940 году Наркомпрос РСФСР командировал его в Красноярский край, во время войны он работал инспектором Хакасского областного отдела народного образования).

Война еще не закончилась, но уже прогнозировались кадровые потребности послевоенного периода, в том числе в социально-культурной сфере. В плане школьного образования ожидались, с одной стороны, значительный рост контингента учащихся старших классов, а с другой – снижение удельного веса учителей с высшим образованием, связанное в основном с реэвакуацией. Хакасии нужны были свои педагоги. 10 февраля 1944 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об организации Абаканского государственного педагогического института с факультетами: русского языка и литературы, исторического, физико-математического.

Создание педагогического института происходило на практическом фундаменте учительского института. Однако официальное закрытие последнего состоялось только в 1954 году – когда, по-видимому, подготовка учителей для семилетней школы утратила актуальность. До этого же времени при едином финансовом обеспечении, административном руководстве, профессорско-преподавательском составе и учебно-материальной базе у того и другого института были разные коллективы учащихся – их обучение отличалось по срокам, учебным планам и программам.

Директором пединститута и одновременно – учительского был А.Н. Пархоменко (выпускник исторического факультета Саратовского государственного университета, в Абакан направлен по распределению). Кафедры учительского института были преобразованы в единые кафедры для двух институтов: марксизма-ленинизма, педагогики и психологии, истории, литературы, языка, хакасского языка и литературы, физики и математики, военной и физической подготовки.  Но, если в учительском институте учебно-воспитательный процесс продолжал упорядочиваться в форме отделений, то в пединституте основной административно-организационной единицей работы со студентами стали факультеты. Первоначально в АГПИ было три факультета: русского языка и литературы, исторический и физико-математический. С течением времени данная структура варьировалась и дополнялась. Так, в 1953 году факультеты русского языка, литературы и истории были объединены в один историко-филологический факультет с хакасским отделением, в 1961 году в АГПИ был открыт биолого-химический факультет, в 1963 – факультет иностранных языков.

Осенью 1944 года к занятиям приступило 87 студентов педагогического института, 81 студент первого и 143 студента второго курсов учительского института, в это же время в профессорско-преподавательском составе числилось 26 человек, из них 6 – с учеными степенями.

В 1994 году на дневное обучение было принято 715 человек, на заочное – 239, а весь студенческий контингент достигал 3540 человек на дневном отделении, 1154 – на заочном; работало 340 преподавателей, из них 120 с учеными степенями и званиями.

В 1968 году АГПИ был отнесен к вузам второй категории, в 1989 – первой. Награждался Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.  В 1992 году Советом Министров Республики Хакасия АГПИ было присвоено имя первого ученого-хакаса, известного тюрколога Н.Ф. Катанова. За 50-летнию историю существования вуз подготовил 21899 педагогов, которые направлялись в систему образования Хакасии, Тувы, Красноярского края и других регионов. Более 150 его выпускников стали дипломированными учеными. Таким образом, вхождение АГПИ в 1994 году в состав университета обеспечило преемственность более чем полувековой научной и педагогической традиции.

Важнейшим результатом деятельности педагогического института явилась подготовка условий для создания Хакасского государственного университета. Правопреемник и наследник педагогического института был открыт в 1994 году. Правительство Российской Федерации приняло постановление №724 «О создании Хакасского государственного университета» 19 июня 1994 года. 10 августа 1994 года Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Хакасия и Совета Министров Республики Хакасия от №10/10 университету присвоено имя Н.Ф. Катанова. 

Социально-экономические изменения середины 90-х годов обострили необходимость подготовки в Хакасии собственных специалистов в области юриспруденции, экономики, информационных технологий, сельского хозяйства и других отраслей. В этой связи ХГУ им. Н.Ф. Катанова формировался как многопрофильный университет классического типа, реализующий многоуровневую модель высшего образования, основанную на принципах непрерывности и преемственности.

 Первоначально состав вуза образовывали 10 факультетов (физико-математический, индустриально-педагогический, биолого-химический, исторический, русской филологии, национального образования и тюркологии, дошкольного образования, экономики и права), 3 училища (педагогическое, медицинское, музыкальное) и сельскохозяйственный техникум. В дальнейшем структура изменялась как за счет открытия новых, так и реорганизации уже действующих подразделений.

В переходный момент, то есть последним ректором АГПИ был кандидат исторических наук, профессор С.П. Ултургашев, который возглавлял Абаканский пединститут с 1977 года.

Создателем и первым ректором Хакасского госуниверситета стал доктор философских наук, профессор В.А. Кузьмин.

С ноября 2006 года университетом руководил кандидат физико-математических наук, профессор Г.С. Сурвилло.

С августа 2008 года по начало 2015 года обязанности ректора исполняла доктор медицинских наук О.В. Штыгашева.

В январе 2015 года на конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся ректором ХГУ им. Н.Ф. Катанова была избрана доктор экономических наук, профессор Т.Г. Краснова.

Сегодня в состав университета входят 9 институтов: естественных наук и математики (ИЕНиМ), инженерно-технологический (ИТИ), искусств (ИИ), истории и права (ИИП), непрерывного педагогического образования (ИНПО), филологии и межкультурной коммуникации (ИФиМК), экономики и управления (ИЭУ), медико-психолого-социальный (МПСИ), сельскохозяйственный (СХИ) и 4 колледжа: педагогического образования, информатики и права (КПОИиП),  сельскохозяйственный,  медицинский и музыкальный. Кроме того – институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПКиПК), где реализуются программы дополнительного образования, Научно-исследовательский институт гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии и студенческий культурный центр (ФДПС).

В 2016 году ХГУ вошел в число лучших классических вузов России. Сегодня профессиональная подготовка осуществляется по 13 укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки высшего образования, 9 основным группам среднего профессионального образования, по 8 специальностям в ординатуре и 15 направлениям подготовки в аспирантуре. На базе университета  работает совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности: 10.02.01. – Русский язык (филологические науки).

Материально-техническую базу образуют 15 учебных корпусов с 9 спортивными залами, 10 общежитий, комбинат питания (5 столовых и 5 буфетов), легкоатлетический манеж, здравпункт, актовые и концертные залы и т.д. Хакасский госуниверситет постоянно вкладывает средства в обновление и улучшение социально-бытовых условий. Так, в 2016 году был введён в эксплуатацию новый корпус, оборудованный по последним требованиям  и образовательным стандартам: аудиторные классы, электронный читальный зал, современные лаборатории. 

В ХГУ созданы все необходимые условия для получения инклюзивного образования. С пониманием особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей  в аудиториях, кабинетах для практических занятий и библиотеке специально оборудованы места с учётом каждого вида нарушения здоровья.  Для студентов с ограниченными особенностями здоровья разработаны адаптированные образовательные программы. Предусмотрено организационно-педагогическое сопровождение, помощь в устройстве на практику, а выпускникам оказывается содействие трудоустройству. В рамках создания условий для инклюзивного образования в университете имеются специальные учебники, пособия и дидактические материалы, а наличие современных информационно-коммуникационных технологий и систем позволяет особенным молодым людям получать знания, как в индивидуальном порядке, так и в группе.

Университет обеспечен квалифицированными научно-педагогическими кадрами: среди более 1400 преподавателей  и  сотрудников 273 кандидата и 63 доктора наук. Контингент обучающихся всех уровней и форм обучения превышает 9,8 тысяч человек, которые обучаются по более 150 основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Являясь крупнейшим научным центром региона, ХГУ им. Н.Ф. Катанова осуществляет научно-исследовательскую деятельность по 18 приоритетным направлениям научных исследований. В вузе выполняются фундаментальные, поисковые, прикладные и методические научные исследования. За последние пять лет (2014-2018 гг.) выполнено более 460 научно-исследовательских работ общим объемом 126 млн. рублей.

Расширено научное сотрудничество с организациями реального сектора экономики, в том числе с крупными предприятиями добывающей промышленности и сельского хозяйства. Учеными вуза впервые разработан и внедрен в Хакасии корпоративный стандарт по снижению воздействия на биоразнообразие при добыче угля.

Университет обеспечивает сохранение и развитие национальной культуры хакасов, является единственным вузом в России, который ведет подготовку специалистов в области хакасского языка и литературы, народного творчества. Ведущим в этом направлении является научно-исследовательский институт гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии.  ИГИСАТ занимается изучением проблем функционирования хакасского языка и языков других народов Республики Хакасия и Саяно-Алтайского региона, а к его практическим приоритетам относится актуальная в современном плане развития национальной культуры задача – подготовка кадров высшей квалификации, докторов наук по хакасской филологии и теории языка.

Университет продолжает активную интеграцию в международное образовательное пространство, развивая контакты с такими представительствами, как Немецкая служба академических обменов (DААD), Немецкий культурный центр им. Гете и др.  Подписаны договоры с учебными заведениями Австрии, Болгарии, Греции, Казахстана, Кыргызстана, Китая,  Монголии, Польши, США, Кыргызстан, г. Бишкек Узбекистана. В стенах ХГУ им. Н.Ф. Катанова проходят стажировки студенты из Австрии, Китая, Монголии, США, Бельгии, Индии, стран Средней Азии и Закавказья. В то же время университетом используются возможности, позволяющие направлять студентов, аспирантов и преподавателей на работу и обучение за рубеж.

ХГУ им. Н.Ф. Катанова представляет собой немаловажный фактор устойчивого развития региона и основной полигон, обеспечивающий кадрами с высшим и средним профессиональным образованием Республику Хакасию, Республику Тыву, близлежащие районы Красноярского Края и Кемеровской области. Выпускники университета, среди которых ученые, педагоги, государственные деятели, ведущие специалисты и руководители ведомств, учреждений и предприятий,  достойно представляют свой вуз во всех сферах профессиональной деятельности. Трудоустройство выпускников – одна из первоочередных приоритетных задач вуза. По итогам мониторинга деятельности образовательных организаций по содействию трудоустройству выпускников за 2015 год, который проводил Минобрнауки России, отдел практик и содействия трудоустройству выпускников (ОПиСТВ) ХГУ им. Н.Ф. Катанова занял в рейтинге 3 место.

Более 70 процентов выпускников университета 2018 года, получавших высшее и среднее профессиональное образование, трудоустроены, без учета того, что многие выпускники еще продолжают обучение по программам послевузовского образования (или находятся в рядах Вооруженных сил РФ, в отпуске по беременности). За 25 лет университет подготовил около 50 тысяч высококвалифицированных специалистов!

Во время визита в августе 2018 года министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу на совещании ректоров 18 государственных вузов России в ХГУ было подписано соглашение о подготовке студентов вуза в военном учебном центре по программам обучения сержантов и солдат запаса. Юноши смогут получить военный билет с пометкой «отслужил» без отрыва от учёбы.  Набор на военное обучение будет проводиться на конкурсной основе.

19 июня 2019 года Хакасский госуниверситет отметил 25-летие. На торжественном заседании Учёного совета около 400 преподавателей и сотрудников вуза получили заслуженные награды – благодарственные письма от Государственной Думы Федерального собрания РФ, Почётные знаки и грамоты министерств и ведомств республики за многолетний добросовестный труд в Хакасском государственном университете.  Партнёрам, работодателям и спонсорам, а также ряду студентов и сотрудников вуза были вручены благодарственные письма ректора.

В честь юбилея был выпущен буклет об университете, который состоит из восьми разделов: история ХГУ, ХГУ сегодня, университет в моей жизни, образовательная деятельность, наука и инновации, подготовка кадров для региона, международное сотрудничество, студенчество.