Если абитуриенту нет 18 лет, кто заполняет (подписывает) заявление: абитуриент или родитель (законный представитель)?

Согласно пункту 1 части 3 статьи 44 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Соответственно, после получения основного общего образования обучающийся имеет право осваивать образовательные программы, исходя из собственного выбора. К таким программам относятся образовательные программы среднего профессионального образования.

Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – Порядок), осуществляемого с 2021-2022 учебного года, регламентируется приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 г. № 457. В пункте 4 Порядка сказано, что прием лиц для обучения по образовательным программам осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее или среднее общее образование, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Также в пункте 22 Порядка сказано, что в заявлении поступающим указываются следующие обязательные сведения:

  • фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии);
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего его личность, когда и кем выдан;
  • о предыдущем уровне образования и документе об образовании и (или) документе об образовании и о квалификации, его подтверждающем;
  • специальность(и)/профессия(и), для обучения по которым он планирует поступать в образовательную организацию, с указанием условий обучения и формы получения образования (в рамках контрольных цифр приема, мест по договорам об оказании платных образовательных услуг);
  • нуждаемость в предоставлении общежития;
  • необходимость создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья.

В заявлении также фиксируется факт ознакомления (в том числе через информационные системы общего пользования) с копиями лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам и приложения к ним или отсутствия копии указанного свидетельства. Факт ознакомления заверяется личной подписью поступающего.

Подписью поступающего заверяется также следующее:

  • согласие на обработку полученных в связи с приемом в образовательную организацию персональных данных поступающих;
  • факт получения среднего профессионального образования впервые;
  • ознакомление с уставом образовательной организации, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;
  • ознакомление (в том числе через информационные системы общего пользования) с датой предоставления оригинала документа об образовании и (или) документа об образовании и о квалификации.

Таким образом, подпись родителей (законных представителей) несовершеннолетних лиц, поступающих на обучение по программам СПО, не является обязательным элементом заявления.

 

Имеет ли право колледж перевести студента с полной оплаты за обучение на бюджетное место, если он  обучается на 3 курсе, а бюджетное вакантное место есть на 2 и 4 курсе? Все остальные условия перевода выполнены.

Если меняется только источник финансирования обучения, то речь идет о переходе с платного обучения на бесплатное. Переход регламентируется приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 г. № 443 "Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное". Он не предполагает ни смены  специальности, ни смены курса обучения, ни увеличения срока обучения. Поэтому если меняется только источник финансирования, переход с понижением курса или повышением является нарушением законодательства в сфере образования.

Если же при этом обучающийся меняет форму обучения (с очной на заочную или проч. варианты), специальность или профессию, то перевод внутри организации со сменой источника финансирования возможен также при изменении курса обучения. Но в таком случае локальным нормативным актом образовательная организация должна зафиксировать все условия такого перевода.

Часто, беря в пример требования приказа Минобрнауки России от 10.02.2017 г. № 124 "Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования", образовательные организации устанавливают в собственных локальных актах возможность перевода на бюджетное место в случае, если общая продолжительность обучения обучающегося не превышает более чем на один учебный год срока освоения образовательной программы, на которую он переводится, установленного федеральным государственным образовательным стандартом.

 

Может ли совершеннолетний студент, обучающийся на договорной основе, подать заявление о переводе в другую образовательную организацию, если за обучение платит мать студента? Она является Заказчиком и возражает против его решения перейти в другое образовательное учреждение.

Академическое право на перевод согласно пункту 15 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) предоставляется обучающемуся, а не его родителям. Поэтому совершеннолетний обучающийся вправе самостоятельно решать, инициировать ли ему перевод или нет.

Договор об образовании с исходной образовательной организацией после издания приказа об отчислении в связи с переводом будет расторгаться (часть 4 статьи 61 Федерального закона об образовании). Но при наличии вакантных бюджетных мест в принимающей образовательной организации обучающийся может на такое место в связи с переводом претендовать, т.к. это не противоречит требованиям приказа Минобрнауки России от 10.02.2017 г. № 124 "Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования".

 

Студент бакалавриата очной формы по закону имеет право на отсрочку от армии. Имеет ли право военный комиссариат призвать такого студента? Если студент несмотря на наличие отсрочки от армии по собственной инициативе уходит в армию (т.е. не пользуется отсрочкой), обязан ли вуз предоставить ему академический отпуск в связи с призывом с сохранением бюджетного места? Или в связи с призывом по собственной инициативе при отсутствии вакансии студент по возвращении должен перейти на контракт?

Отсрочка от призыва на службу в армии предоставляется как право обучающемуся в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию программе бакалавриата, если обучающийся не имеет диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанной образовательной программы, но не свыше установленного федеральным государственным образовательным стандартом срока получения высшего образования по программе бакалавриата (пункт 8 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"статья 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Это право обучающегося комиссариат по собственной инициативе нарушить не может.

Но, поскольку отсрочка от призыва является правом, то обучающийся может как воспользоваться таким правом, так и не воспользоваться. Т.е. обучающийся несмотря на возможность отсрочки службы в армии по собственной инициативе может уйти на службу, оформив академический отпуск в силу того, что не сможет осваивать образовательную программу во время ее прохождения.

Приказом Минобрнауки России от 13.06.2013 г. № 455 "Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся" (далее – Приказ № 455) не уточняется, в каком случае (призыва на срочную службу комиссариатом или по инициативе обучающегося) предоставляется академический отпуск. Поэтому в силу того, что обучающийся принял решение уйти на службу по собственной инициативе, за ним все равно сохраняется место на протяжении всего академического отпуска.

Оно не может рассматриваться, как вакантное, пока не закончится академический отпуск, также Приказ № 455 не позволяет образовательной организации самостоятельно менять источник финансирования обучения студента, находящегося в академическом отпуске.

 

Студент последнего курса обучения находится на производственной (преддипломной) практике. В этот период он хочет сделать перевод в другую ПОО. Имеет ли право колледж отказать студенту в данном случае?

Приказом Минобрнауки России от 10.02.2017 г. № 124 "Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования" (далее – Порядок перевода) ограничен только перевод обучающихся до прохождения в исходной организации первой промежуточной аттестации (пункт 9 Порядка перевода).

В случае, если обучающийся последнего курса напишет заявление о переводе в другую образовательную организацию, исходная организация отказать такому обучающемуся в переводе не может, даже если обучающийся уже находится на этапе прохождения преддипломной практики.

Но решение о зачислении в порядке перевода принимает та организация, в которую обучающийся подает документы о переводе. Поэтому, следуя алгоритму, установленному Порядком перевода, обе организации (исходная и принимающая) осуществляют необходимые шаги. Исходная организация сможет отчислить обучающегося в связи с переводом только в том случае, если принимающая организация выдаст обучающемуся справку о переводе (пункт 14 Порядка перевода).

 

Может ли студент последнего курса вуза (педагогическая направленность) преподавать в колледже у студентов 1 курса дисциплины общеобразовательного цикла (вследствие дефицита кадров)? Или это возможно только в случае обучения школьников (по основным общеобразовательным программам)?

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Наличие профессионального образования подтверждается дипломом (часть 7 статьи 60 Федерального закона об образовании).

Если обучающийся впервые осваивает образовательную программу ВО и по программе СПО ранее не обучался, значит, до педагогической деятельности в рамках реализации образовательных программ СПО он не может быть допущен.

Даже если общеобразовательные дисциплины включены в учебный план программы среднего профессионального образования, в целом реализуется основная профессиональная образовательная программа (часть 3 статьи 68 Федерального закона об образовании), требования к кадровому обеспечению которой дополнительно определяются ФГОС СПО (далее – стандарты). В стандартах также сказано, что к реализации программы допускаются лица, имеющие не ниже среднего профессионального и(или) высшего образования.

В части 3 статьи 46 Федерального закона об образовании говорится, что к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения.

А часть 4 статьи 46 Федерального закона об образовании разрешает допускать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.

 

Имеет ли право поступать в аспирантуру на бюджетное место выпускник программы ординатуры, обучавшийся на программе ординатуры за счет средств федерального бюджета?

В пункте 4 части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) сказано, что в Российской Федерации устанавливаются уровни профессионального образования, включающие высшее образование - подготовку кадров высшей квалификации. Согласно подпункту "б" пункта 2 части 3 статьи 12 Федерального закона об образовании к указанному уровню относятся  программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

Т.о. программы аспирантуры и ординатуры являются программами одного уровня высшего образования.

Но в части 8 статьи 69 Федерального закона об образовании сказано, что обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:

1) по программам бакалавриата или программам специалитета - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;

2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;

3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки - лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;

4) по программам подготовки научно-педагогических кадров - лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.

Поэтому лицо, имеющее образование уровня ординатуры, на обучение по программе аспирантуры может быть принято на бюджетное место.

 

Имеет ли студент, обучающийся на четвертом курсе, право на повышение оценки промежуточной аттестации пройденной на первом, втором и третьем курсе?

Действующее федеральное законодательство об образовании не содержит ограничений на право пересдачи дисциплин, курсов, модулей, практик, иных компонентов образовательной программы, с целью повышения оценки.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Образовательная организация (ОО) обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.

Следовательно, данный вопрос должен быть урегулирован локальным актом образовательной организации (Например, Положением о порядке пересдачи на повышение оценки, полученной при промежуточной аттестации).

Следует обратить внимание на то, что локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, к которым относится пересдача на повышение оценки, затрагивают права обучающихся. Поэтому при принятии таких локальных актов в обязательном порядке учитывается мнение советов обучающихся (часть 3 статьи 30 Федерального закона об образовании).

 

Имеет ли право студент пересдать дисциплину у другого педагога, если он получил неудовлетворительную оценку и с нею не согласен? Имеет ли право студент пересдать дисциплину у другого педагога с целью повышения оценки?

Все вопросы, касающиеся порядка проведения промежуточной аттестации, включая ликвидацию академической задолженности, пересдачу промежуточной аттестации с целью повышения результатов, регламентируются локальным нормативным актом образовательной организации (статья 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", далее - Федеральный закон об образовании).

Если обучающийся считает, что у него с преподавателем возник конфликт интересов, приведший к неудовлетворительным результатам либо к снижению оценки по результатам промежуточной аттестации, такими вопросами должна заниматься  комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (пункт 2 части 1 статьи 45 Федерального закона об образовании).

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии) (часть 6 статьи 45 Федерального закона об образовании).

Локальным актом можно установить право комиссии принимать решение о смене преподавателя в случае ликвидации обучающимся академической задолженности либо пересдачи.

Без решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений ликвидация академической задолженности либо пересдача у другого преподавателя могут быть назначены, например, в случае отсутствия возможности у педагогического работника, выставившего первую оценку, участвовать в промежуточной аттестации по объективным причинам (болезнь, отпуск и проч.).

 

Если студент был отчислен с 1 курса по собственному желанию до момента окончания первой сессии и ничего не сдавал, можно ли его восстановить на 1 курс для продолжения обучения?

Согласно части 1 статьи 62  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) лицо, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по инициативе обучающегося до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения в этой организации в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено.

Как видим, положения Федерального закона об образовании не регулируют вопросы восстановления обучающегося, отчислившегося по собственной инициативе до прохождения первой промежуточной аттестации. Поэтому согласно части 2 статьи 30 Федерального закона об образовании организация вправе самостоятельно принять локальный нормативный акт, регулирующий вопросы, не установленные частью 1 статьи 62 указанного закона.

При наличии вакантных мест образовательная организация вправе восстановить обучающегося, отчислившегося с 1 курса до первой промежуточной аттестации. Однако, как показывает анализ локальных норм, образовательные организации при возникновении случая, рассматриваемого нами, в восстановлении чаще отказывают, устанавливая требование, согласно которому отчислившийся должен пройти хотя бы одну промежуточную аттестацию.

Но окончательное решение по этому вопросу вправе принимать образовательная организация самостоятельно.

 

Возможно ли зачислить абитуриента в течение учебного года в счет пополнения контингента после окончания приемной кампании?

Зачисление обучающегося после 1 декабря текущего учебного года в рамках приема на обучение по образовательной программе среднего профессионального образования, регламентированного приказами Минобрнауки России от 23.01.2014 г. № 36 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования" и Минпросвещения России от 02.09.2020 г. № 457 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования", не допускается.

Но зачисление в порядке перевода или в случае реализации права обучающегося на переход с платного обучения на бесплатное образовательная организация может осуществить.

 

Может ли вуз восстановить в число студентов человека, отчисленного в связи с переводом в другой вуз?

Если речь идет о лице, которое было отчислено из одной образовательной организации, но в настоящий момент не является обучающимся той организации, в которую желало быть зачисленным переводом, то восстановление такого лица возможно. Поскольку процесс перевода прерван, а обучающийся не является лицом, осваивающим образовательную программу, на которую зачислен в связи с переводом. Восстановление осуществляется согласно требованиям статьи 62  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Если же лицо образовательную программу после перевода продолжает осваивать в другой организации, значит, восстановление в организации, которая его отчислила в порядке перевода, невозможно. Т.к. механизм процедуры перевода позволяет не прекращать обучение, оно продолжается, но в другой образовательной организации, в том числе, по другой образовательной программе (приказ Минобрнауки России от 10.02.2017 г. № 124 "Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования").

 

Студент поступил в ВУЗ на основе диплома СПО. Имеет ли право ВУЗ перезачитывать студенту какие-либо дисциплины из диплома СПО?

Письмом Минобрнауки России от 21.10.2020 г. № МН-5/20382 направлены разъяснения об особенностях применения образовательными организациями приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 "Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность" (далее – Порядок).

В части 3 разъяснений сказано, что согласно пункту 6 Порядка организация производит зачет при установлении соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программе. При этом организация самостоятельно решает вопросы соответствия результатов обучения, в том числе в части названия учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ, количества часов (зачетных единиц) на изучение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ, формы промежуточной аттестации (и ее оценивания), возможности зачета результатов, полученных по программам разного уровня, видов и направленности. Процедура проведения соответствия результатов обучения определяется организацией в локальном нормативном акте.

Таким образом, при поступлении на обучение по образовательной программе высшего образования обучающийся, окончивший образовательную программу среднего профессионального образования, имеет право на зачет результатов обучения согласно локальному нормативному акту организации, осуществляющей прием.

 

Должна ли образовательная организация на основании заявления слушателя выдавать дубликаты удостоверения о повышении квалификации (16 ч.) и диплома о переподготовке (250 ч.)?

Удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке являются документами о квалификации, выдаваемыми слушателям, окончившим дополнительные профессиональные программы и успешно сдавшим итоговую аттестацию (части 14 и 15 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее – Порядок ДПП) утвержден приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499. В пункте 19 Порядка ДПП сказано, что документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией. Соответственно, локальным нормативным актом образовательная организация должна установить порядок заполнения, учета и выдачи документов о квалификации (удостоверения о повышении квалификации и диплома о профессиональной переподготовке), а также их дубликатов. При наличии сведений, позволяющих в установленном порядке заполнить дубликат документа о квалификации, он должен быть выдан по заявлению слушателю.

В качестве методической основы для разработки локального нормативного акта образовательная организация вправе воспользоваться Методическими рекомендациями по разработке, заполнению, учету и хранению документов о квалификации, направленными письмом Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № АК-610/06.

Напоминаем, что постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 729 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" предполагается внесение сведений о дубликатах документов о квалификации в ФИС ФРДО. 

 

Через какое время может быть расторгнут договор специализированного найма наймодателем в студенческом общежитии в случае неуплаты студентом за проживание в общежитии?

Общежития согласно статье 92 Жилищного кодекса РФ относятся к помещениям специализированного жилищного фонда, т.е. являются специализированными жилыми помещениями.

Статья 101 Жилищного кодекса "Расторжение договора найма специализированного жилого помещения" гласит:

"1. Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

  1. Наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения.
  2. Договор найма специализированного жилого помещения, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 98.1 настоящего Кодекса, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях".

К случаям неисполнения нанимателем обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, указанным в части 3 статьи 101 ЖК РФ, относится невнесение платы за проживание в общежитии.

Часть 2 статьи 687 Гражданского кодекса РФ "Расторжение договора найма жилого помещения" указывает на то, что договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение за шесть месяцев, если договором не установлен более длительный срок, а при краткосрочном найме в случае невнесения платы более двух раз по истечении установленного договором срока платежа.

Следует учитывать особенности расторжения договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно части 4 статьи 103 ЖК РФ такой договор может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг.

 

Подскажите, пожалуйста, какое количество раз обучающаяся колледжа из числа сирот может оформлять академический отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет?

Пунктом 12 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  определено право обучающихся на отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет регламентируется статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, которая не содержит ограничений по количеству оформляемых одним лицом таких отпусков. Следовательно, обучающаяся по образовательной программе среднего профессионального образования, относящаяся к категории дети – сироты, имеет право на оформление каждого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех в случае рождения ребенка.

 

Подскажите, пожалуйста, выдается ли дубликат диплома, если оригинал был выдан в 1994 году?

Порядок заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов  (далее – Порядок) утвержден приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 г. № 1186.

Среди оснований для выдачи дубликата диплома об СПО Порядок не указывает на необходимость учитывать сроки выдачи оригиналов дипломов об СПО. Главное, чтобы согласно пункту 16 Порядка в личном деле выпускника имелись документы, в соответствии с которыми в дубликат вносятся записи. Иначе, заполнить и выдать дубликат диплома об СПО не представляется возможным. 

Личные дела выпускников образовательных организаций хранятся 75 лет (приказ Росархива от 20.12.2019 г. № 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения").

Дубликаты диплома и приложения к нему оформляются на бланках диплома и приложения к нему, применяемых образовательной организацией на момент подачи заявления о выдаче дубликатов.

 

Может ли студент проходить производственную практику у индивидуального предпринимателя? Или необходимо только в организации?

В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части практической подготовки договоры о практике с 1 января 2021 года должны быть переквалифицированы в договоры о практической подготовке, заключаемые с профильными организациями согласно требованиям приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/390 "О практической подготовке обучающихся" (далее - Приказ № 885/390).

В связи с вступлением в силу нового Приказа № 885/390 разъяснительным письмом Минобрнауки России от 30.10.2020 г. № МН-5/20730 образовательным организациям направлены ответы на вопросы, касающиеся организации практической подготовки.

На вопрос № 4 "Может ли проводиться практическая подготовка у индивидуальных предпринимателей? " дан ответ: "Согласно части 7 статьи 13 Федерального закона № 273-ФЗ практическая подготовка может быть организована в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией. В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации об образовании устанавливает проведение практической подготовки только в организации, в связи с чем практическую подготовку не возможно проводить у индивидуальных предпринимателей".

 

Имеют ли право поступать в рамках квоты особого (преимущественного) права граждане Донецкой народной республики, имеющие статус сироты, подтвержденный документами ДНР?

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.02.2017 г. № 74 "О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины" (далее - Указ № 74) в Российской Федерации признаются действительными документы, удостоверяющие личность, документы об образовании и (или) о квалификации, свидетельства о рождении, заключении (расторжении) брака, перемене имени, о смерти, свидетельства о регистрации транспортных средств, регистрационные знаки транспортных средств, выданные соответствующими органами (организациями), фактически действующими на территориях указанных районов, гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на этих территориях. Среди перечисленных Указом № 74 документов отсутствуют документы, устанавливающие статус  дети – сироты.

Однако, в соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации и с положениями статьи 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об иностранных гражданах) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом законодательством Российской Федерации в сфере образования и Федеральным законом не предусмотрены ограничения в предоставлении социальных гарантий в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Поэтому гражданину ДНР также  как и любому другому иностранному гражданину, желающему узаконить статус ребенка – сироты в Российской Федерации, необходимо обратиться в уполномоченный орган Российской Федерации. При наличии документа, подтверждающего статус сироты, выданного Российской Федерацией, можно говорить о законности предоставления преимущественного права зачисления в образовательную организацию на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях поступающему - гражданину ДНР согласно статье 71 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Признается ли уровень общего образования, полученный в ЛНР (а также в ДНР), в России?

Для России статус ЛНР и ДНР установлен, как статус областей Украины (Указ Президента РФ от 18.02.2017 г. № 74 "О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины"). Поэтому Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Москва, 26 мая 2000 года)" позволяет поступать гражданам ЛНР и ДНР с аттестатами без прохождения процедуры их признания в России.

 

Каковы особенности оформления студентов - иностранцев для прохождения практики?

В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации и с положениями статьи 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При поступлении на образовательные программы высшего образования иностранные граждане как обучающиеся, также выполняют обязанности по освоению такой программы в полном объеме и в том же порядке, который предусмотрен для обучающихся - граждан Российской Федерации (статья 78  Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). При направлении на практику, в том числе в форме практической подготовки, иностранные граждане как обучающиеся выполняют те же требования по договору с профильной организацией/предприятием, что и обучающиеся - граждане Российской Федерации.

При этом практику не следует путать с трудовой деятельностью иностранных граждан на территории Российской Федерации, которая регламентируется статьями 13, 13.2, 13.3, 13.5, 13.6, 13.7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

 

1. Является ли дополнительное профессиональное образование высшим образованием?
Нет, дополнительное профессиональное образование является видом образования, получаемым дополнительно к высшему или среднему профессиональному образованию.

 

2. Что такое дополнительное профессиональное образование?

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

 

3. Что даёт профессиональная переподготовка?

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. По окончании программы профессиональной переподготовки слушатель получает  диплом о профессиональной переподготовке.

 

4. Что даёт повышение квалификации?

Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. По окончании программы повышения квалификации слушатель получает удостоверение о повышении квалификации.

 

 5. Кто может обучаться на программах повышения квалификации?

В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ повышения квалификации допускаются граждане:

  • лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

 

6. Какие документы нужны для поступления?

Для поступления на программы дополнительного профессионального образования вместе с заявлением необходимо предоставить:

  • диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании;
  • справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

 

7. Какие формы обучения по программам ДПО существуют?

Обучение по программам ДПО осуществляется в очной, заочной, очно-заочной формах. 

 

8. Можно ли получить удостоверение о повышении квалификации / диплом о профессиональной переподготовке без сдачи итоговой аттестации?

Нет. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ всегда завершается итоговой аттестацией обучающихся. Образовательная организация самостоятельно определяет форму итоговой аттестации (зачет, экзамен, защита выпускной работы и т.п.).

 

 9. Я являюсь студентом университета. Могу ли я пройти обучение по программе переподготовки одновременно с обучением по основной образовательной программе высшего образования? Какой документ я смогу получить после обучения?

На основании части 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Исходя из этого положения – вы можете пройти обучение одновременно с обучением по основным образовательным программам высшего образования.

Частью 16, ст. 76 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что при освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации. 

 

10. Как часто необходимо проходить повышение квалификации работнику? 

Требования к профессиональному развитию работника и право работников на получение дополнительного профессионального образования определяются трудовым кодексом РФ, профессиональными стандартами и квалификационными требованиями.