Рубрику «Мы этой памяти верны» продолжают студентки сельскохозяйственного института Хакасского госуниверситета Дарья Акиндина и Татьяна Казакова рассказом о нашем земляке – почётном жителе республики Валентине Васильевиче Полеве.
Родился Валентин Васильевич 16 июля 1923 года в селе Смоленское Алтайского края. В Красную Армию был призван в сентябре 1941 года. Воевал в пехоте. Участвовал в оборонительных и наступательных боях на Волховском фронте под Ленинградом. Воевал в составе 1-го Белорусского, 3-го Украинского, Юго-Западного фронтов. Из 50 героических дней наступательных действий советских войск на Курской дуге (с 5 июля по 23 августа 1943 года) Валентин Полев сражался в боевом строю 48 дней и был ранен. За все время участия в военных действиях с 1941 по 1944 годы Валентин Полев был ранен 7 раз. Он был командиром взвода, командиром роты, старшим адъютантом командира стрелкового батальона. Ему довелось в составе 25-й гвардейской стрелковой дивизии им. В.И. Чапаева участвовать в ликвидации вражеской армии генерал-фельдмаршала Паулюса.
Особо вспоминал фронтовик форсирование реки Березина, притока Днепра в Белоруссии, в 1944 году. Полев командовал 1-й образцовой штурмовой стрелковой ротой, в состав которой входило 9 взводов. Бойцы под командованием Полева отбили вражеские позиции и заняли высоту, тем самым обеспечив переправу нашим войскам. За проявленное мужество и успешно выполненное боевое задание Валентин Полев был награждён орденом Александра Невского.
В 1944 году Валентин Васильевич получил тяжёлое ранение под Брестом и после лечения в госпитале в звании капитана был направлен на службу в Омский запасной стрелковый полк. Демобилизован был в звании капитана в феврале 1946 года.
В 1952 году Полев окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Начинал трудовую деятельность дежурным по парку станции Красноярск, работал начальником технического бюро, начальником отдела движения, грузовой и пассажирской работы и затем был назначен главным инженером Абаканского отделения Красноярской железной дороги. Принимал участие в строительстве железной дороги Абакан – Тайшет, которую ввели в строй в декабре 1965 года. В 1966 году Валентина Васильевича представили к государственной награде – «Знак Почёта».
Валентин Васильевич всегда говорил, что никакие награды, звания, медали не заменят ему людей, которых он потерял. Ему хотелось всё это забыть, но, увы, такое не забывается.
Ещё при жизни ветерана сквер на Привокзальной площади Абакана получил имя известного в Хакасии человека – участника Великой Отечественной войны, почётного железнодорожника, почётного жителя республики Валентина Полева. Распоряжение о присвоении скверу имени Валентина Полева подписал начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт. На открытии памятника руководитель КрасЖД говорил:
– Присвоение имени Валентина Полева скверу на станции Абакан, где всегда много людей, и не только жителей города, но и гостей республики, конечно, имеет большое патриотическое значение. Как для сегодняшнего, так и для будущих поколений. Валентин Васильевич – ярчайшая личность, один из лучших представителей поколения, на долю которого выпали самые суровые испытания в истории нашей страны: Великая Отечественная война, годы послевоенного восстановления, годы героических, ударных комсомольских строек. Более 40 лет он отработал на железной дороге, был главным инженером Абаканского отделения, принимал участие в строительстве Трассы мужества Абакан – Тайшет в сложнейших климатических, географических условиях Сибири! Это само по себе уже Подвиг, а Валентин Васильевич – еще и фронтовик, герой Войны. Уверен, что сквер станет еще одной яркой достопримечательностью Абакана.
В июле 2018 года Валентин Васильевич Полев, ветеран Великой Отечественной войны, ушёл из жизни.
– Из жизни ушёл человек, который неразрывно связан с героической историей нашей страны и Республики. Валентин Васильевич Полев – легенда Хакасии. На его долю выпали самые суровые испытания в истории нашей страны: Великая Отечественная война, годы послевоенного восстановления и ударных комсомольских строек. Более 40 лет он трудился на благо республики: работал на железной дороге, где был главным инженером Абаканского отделения, принимал участие в строительстве трассы Абакан-Тайшет в сложнейших климатических условиях Сибири. Вечная память! – писал в соцсетях бывший глава Хакасии Виктор Зимин.