На базе института истории и права Хакасского госуниверситета состоялся межрегиональный круглый стол междисциплинарной направленности на тему «Противодействие фальсификации истории в условиях современного геополитического кризиса». С докладами выступили учёные кафедры истории ХГУ им. Н.Ф. Катанова и, в режиме онлайн, представители Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.
Открывая мероприятие, директор ИИП, доктор юридических наук Валентина Наумкина подчеркнула, что тема круглого стола обусловлена вызовами времени, которые ставят перед образовательными учреждениями задачу подготовки кадров, способных противодействовать фальсификации истории. В этом году ХГУ, первый из российских вузов, открыл подобную программу в магистратуре («История, профиль: Противодействие фальсификации истории и архивное наследие»). Уже сделан первый и успешный набор. Студенты присутствуют на мероприятии – будут слушать докладчиков и участвовать в дискуссии. А модератором круглого стола является руководитель названной программы – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Михаил Степанов.
Вместе с тем непосредственным поводом для встречи стала, по словам Валентины Владимировны, учебная литература по истории, используемая сейчас в украинских школах. О её специфике можно было судить по видеосюжету, снятому военнослужащим из Абакана, участником СВО. На видео было представлено помещение учебного заведения, которое какое-то время занимали, по-видимому, ВСУ, а после их отступления снял на камеру телефона российский солдат. Аудитория увидела, среди прочего, портреты с биографиями членов националистического военного формирования, а также учебники по истории, искажающие, как охарактеризовал автор видео, реальные факты.
Анализ учебников, вышедших в Харькове после 2014 года, представил с точки зрения учёного-историка Михаил Степанов, который имел возможность детально их изучить. Так, издание умалчивает о завоевании украинских территорий Швецией и Речью Посполитой в период Смутного времени. Вместе с тем отрицается такой авторитетный письменный источник как «Грамота царя Алексея Михайловича гетману Богдану Хмельницкому и всему Войску Запорожскому о принятии Украины в состав Русского государства, о подтверждении прав и вольностей её населения». Можно привести и другие примеры, говорящие, что автор учебника, выполняя политический заказ, сознательно демонтирует традиционную историческую концепцию создания украинской государственности, сформированную как российскими, так и украинскими учёными советского времени.
С докладом о теоретических и практических основах фальсификации истории в плане проблемы противодействия выступила старший преподаватель кафедры истории ХГУ Валентина Мансурова. Она рассказала, что сама возможность фальсификации истории обусловлена неизбежным влиянием субъективного фактора на сам предмет науки истории и его научные описания. Однако, допуская аксиологический и методологический плюрализм, долг учёного – стремится к объективности. Историческое знание формирует национальное историческое сознание. Объективность в данном случае гарантирует рациональное отношение национального сообщества к себе самому, своим планам на будущее, окружающим странам и всему миру. Искажение исторического знания, отступление от объективности сдвигает это отношение в противоположную сторону. И как мы знаем из истории человечества, злоупотребление прошлым в корыстных интересах отдельных групп может иметь катастрофические последствия. Поэтому, утверждает Валентина Викторовна, в плане пресечения фальсификации истории вузам нужно действовать на опережение – учить будущих специалистов умению работы с документальными источниками, аргументированному анализу конкретных текстов и непредвзятому отношению к прошлому.
В формате онлайн участвовала в круглом столе Ольга Воронова – доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и журналистики, руководитель Центра региональных проектов и межрегиональных связей РГУ им. С.А. Есенина. Она подошла к раскрытию темы междисциплинарного круглого стола с позиции теории журналистики, опираясь на принятое в этой дисциплине понятие информационной войны. Тема её доклада: «Фальсификационные войны как особый вид глобальной информационной войны против России». Ольга Ефимовна отметила в своём вступлении мифы о Великой Отечественной войне, имеющие целью нанести нашей стране политический вред. Например, рассмотрение известного пакта Молотова-Риббентропа как доказательство сговора между нацисткой Германией и Советским Союзом. Ольга Ефимовна призвала помнить, что СССР последним подписал подобное соглашение, в отличие от стран европейского содружества. Также она предложила свою версию объяснения, почему именно Европа пытается переписать историю: дело в том, что там к власти пришли потомки коллаборационистов и предателей, которым невыносимо знать, что они не победили.
Коллега Ольги Вороновой, доцент кафедры политологии, ведущий специалист Центра региональных проектов и межрегиональных связей РГУ им. С.А. Есенина Александр Трушин выступил с докладом «Молодёжное сознание как объект фальсификации истории Великой Отечественной войны и военной спецоперации». Проведённые им социологические исследования выявили в молодёжной среде недостаточное знание о Великой Отечественной войне. Причину этого исследователь видит в каналах получения информации, которые считает вредными для молодёжи. К ним он относит социальные сети, в которых находится место экстремистским группам, тоталитарным сектам, коллумбайн-сообществам и т.п. Отдельно докладчик выделил TikTok. Сюда же был отнесён вред от компьютерных игр, деструктивных фильмов, книг, пошлых и криминальных передач, ужасов, порно и музыкальных клипов. Также Александр Сергеевич отметил разрушительность современной молодёжной музыки – рэпа, попсы, криминального шансона. Пожалуй, это выступление вызвало наиболее заметную реакцию в студенческой аудитории. В частности, во время дискуссии было замечено, что произведения, имеющие одинаковые форматы, могут характеризоваться разным содержанием. Так, песни рок-музыканта Кипелова весьма патриотичны, несмотря на свой формат. Можно упомянуть и популярного сегодня среди молодёжи певца и композитора Ярослава Дронова, известного под псевдонимом Shamаn.
Интерес аудитории вызвал доклад кандидата исторических наук, заведующего кафедрой истории ХГУ Натальи Баранцевой на тему «Формирование негативного образа России в американском истэблишменте». Докладчик привела соответствующие положения «Стратегии национальной безопасности США»: Россия вместе с Китаем представляет угрозу существующему мировому порядку; Россия стремится создать мир, несовместимый с американскими ценностями и интересом; Россия пытается восстановить статус великой державы и не желает довольствоваться ролью регионального игрока на международной арене. Между тем в основе американской политики находится идея о превосходстве американского общества, исключительности американской нации, служащей процветанию демократических ценностей. Однако в завершение Наталья Анатольевна упомянула о существовании научной концепции, с позиции которой западная цивилизация обнаруживает признаки упадка, и возможно, что следующей доминантной цивилизацией будет исламская.
Со стороны онлайн-участников был довольно эмоционально встречен доклад кандидата исторических наук, доцента кафедры истории ХГУ Виктора Беккера на тему «Профессионализм и конъюнктура в противодействии фальсификации истории». Приходится признать, что названная тема действительно затрагивает непростые для современного общества вопросы: «Искренен ли человек в своих патриотических высказываниях или преследует некие меркантильные цели?» Кроме того, когда докладчик охарактеризовал Советский Союз как тоталитарное государство, Ольга Воронова стала наставать на дефиниции «народное». По-видимому, ситуация обусловлена междисциплинарностью мероприятия – то, что в рамках одной дисциплины является узкоспециальным термином, в рамках другой принадлежит оценочной лексике морально-этического плана.
Завершающим докладчиком была кандидат психологических наук, директор ООО «Консорциум» Ольга Якоцуц с темой доклада «Изменение ментального уровня национального самосознания человека под воздействием образовательных программ на территории Украины». Она высказалась об украинских учебниках, в которых при рассмотрении обнаружились признаки русофобии: формирование неприязни к России, противопоставление «мы-они», «свой-чужой», предвзятое рассмотрение отношений Украины и России. Кроме того, в учебных пособиях Украины исключение России из контекста исторических событий составило 54 процента, а трансформация выводов о взаимоотношении стран – 67 процентов.
Подводя итоги мероприятия, Михаил Степанов сказал:
– Уважаемые коллеги! У нас получился настоящий круглый стол. Не хуже, чем у Владимира Соловьёва. Отмечу, что в сегодняшней дискуссии присутствовали живые, не ангажированные диалоги. А это самое главное, что поможет сформировать чёткую позицию в условиях геополитического кризиса.
Модератор поблагодарил внешних гостей ХГУ из Рязани – Ольгу Ефимовну Воронову и Александра Сергеевича Трушина, и высказал надежду на углубление сотрудничества. В ответ аудитория разразилась аплодисментами.
Документальным результатом круглого стола явилась резолюция. В частности, в неё включили ходатайство о создании молодёжного информационного центра по популяризации истории. Кроме того, рекомендовалось в целях усиления профессиональной составляющей в области противодействия фальсификации истории выделять вузам больше бюджетных мест по направлению «История».