Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков выступил в Государственной Думе на парламентских слушаниях по вопросам развития системы высшего образования в России. Глава Минобрнауки России обозначил исторические традиции российского образования и наметил актуальные траектории его развития.
Валерий Фальков упомянул, что в 1990-2000 годах на формирование российской системы образования оказали влияние принципы Болонской декларации. К достижениям того периода министр отнёс академическую мобильность студентов и вместе с тем подчеркнул, что в модели нового этапа развития надо исходить из интересов России, не включающих интеллектуальное донорство для других стран.
Далее, анализируя более чем 20-летний опыт реализации базовых принципов Болонской системы, глава Минобрнауки РФ признал четырёхлетний срок обучения в бакалавриате недостаточным для полноценной подготовки выпускников к профессиональной деятельности. Кроме того, присоединение к Болонской декларации не повлекло за собой автоматическое признание документов об образовании российских университетов на территории других стран-участниц.
В основание национальной системы высшего образования Валерий Фальков предлагает положить пять ключевых принципов. Первый – направленность всей системы на развитие в интересах страны, на достижение национальных целей. Вместе с тем, второй принцип – открытость, совершенствование системы высшего образования не нацелено на самоизоляцию. Третий принцип – фундаментальность, и залогом высокого качества образования должно быть правильное сочетание фундаментальности и практической подготовки. Четвертый принцип – гибкость образовательных программ и уровней в соответствии с запросами работодателей. Наконец, принцип практичности. При этом практическая составляющая в образовании должна быть представлена не только в медицинских, педагогических или инженерных, но и во всех других без исключения специальностях и направлениях.
В завершение министр обратил внимание на ещё один важный момент – необходимо на принципиально другом качественном уровне организовать воспитательную работу. Университеты должны формировать у молодёжи уважение к истории родной страны, культуре и традициям населяющих её народов. Страна у нас большая, разнообразная, она основана на разных традициях, но в то же время у нас общая история и общие ценности.
Стенограмма выступления на портале Минобрнауки России.