На протяжении XX-XXI веков в традиционной культуре и мировоззрении хакасского народа произошли значительные изменения. Все они затронули и шаманизм. Поменялись атрибутика, функции шамана в обществе, время и место камлания. Появились представители других этносов, которые считают себя шаманами и осуществляют практику на территории республики, на священных местах хакасов.
– Функции шамана, посредника между миром духов и миром людей, увеличиваются в связи с развитием общественной жизни, – отмечает научный руководитель исследования, преподаватель сельскохозяйственного колледжа (СХК) Хакасского госуниверситета Юлия Корнеева. – В начале XX века шаман был лекарем инфекционных болезней, выполнял обряды умиротворения духов, находил пропавший скот, лечил женщин от бесплодия. В современный период к перечисленным функциям добавились: излечение от наркотической и алкогольной зависимости, сопровождение умершего человека в загробный мир, выполнение свадебного обряда, предсказание будущего и его корректировка, решение судебных тяжб.
Изменилось отношение современных шаманов к изготовлению и ношению костюма. Ранее шаман сам участвовал в шитье своего костюма и изготовлении бубна, потому что каждый шаманский бубен индивидуален, у него есть душа. Он может являться ездовым животным для путешествий шамана между мирами, может стать его оружием в борьбе с духами.
– Сегодня костюм и атрибутику заказывают в специализированных мастерских, – отмечает молодой исследователь, студентка сельхозколледжа ХГУ Анастасия Макарова. – Шаманский костюм всегда обвешан множеством металлических, тканевых и костяных подвесок. Это вместилища «служебных» духов шамана. В нынешнем шаманском облачении усилился элемент украшательства, иногда входящий в противоречие с мировоззренческими основами шаманства.
Кроме того, в современном мире при проведении камлания не все шаманы используют бубен. Очень часто заменителями этого известного атрибута является нож, платок и гребень. Замена бубна объясняется тем, что в советские годы шаманизм относился к уголовно наказуемому деянию, поэтому шаманы проводили обряды бесшумно, и вынуждены были заменить атрибутику. Но современные шаманы в большинстве случаев вновь используют бубен и колотушку.
Изменилось и время камлания. Ранее обряды проводились в ночное время, для гармонизации человека с природой. Сегодня к шаманам обращаются чаще всего в дневные часы. Некоторые из них для проведения обрядов оборудуют квартиры-лаборатории.
Данных о точном количестве шаманов в Хакасии нет. Но исследователи отмечают минимум пять известных в республике и за её пределами шаманов, а также некоторые стороны трансформационных процессов в традиционной религиозной культуре хакасов.
Работа опубликована в сборнике научных трудов «Катановские чтения – 2022», вышедшем в свет в издательстве Хакасского госуниверситета.