Выбор жизненного пути для любого молодого человека и его родителей – это одна из главных проблем. В Минобрнауки России считают, что уже с шестого класса школьнику нужно начинать определяться, чем он планирует заниматься в жизни. Выпускница аспирантуры Хакасского госуниверситета Екатерина Серякова знает пошагово, как школьнику найти путь к будущей профессией, работу для ума, души и «кошелька». Она успешно защитила свою выпускную работу аспиранта по теме, которая в переводе с научного звучала бы примерно так: «Формирование индивидуального маршрута школьника из школы в университет».
Екатерина Серякова – директор абаканской школы №3. Обычно её называют Екатерина Алексеевна. А ещё она выпускница института непрерывного педагогического образования ХГУ, которая прошла путь от педагога до директора школы. Три социальных проекта, реализованных при её участии, получили поддержку Фонда Президентских грантов. Екатерина суперфиналист конкурса управленцев «Лидеры России», она презентовала свой опыт на федеральном уровне. А так как Екатерина Серякова ещё и мама троих детей, то проблема выбора специальности школьниками для неё носит прикладной характер. Так что тема всесторонне проработана.
Жизнь задаёт новые тренды, и педагоги абаканской СОШ № 3 предлагают школьникам выбор, например, из Атласа «новых профессий» Сколково для профессионального и личностного самоопределения. Сама Екатерина преподаёт курс, который так и называется «Профессии и навыки будущего».
Что предлагает молодой учёный, аспирант-выпускник? Если коротко и популярно: программу внеурочной деятельности «Конструктор будущего», которую реализуют магистранты, аспиранты и преподаватели Хакасского госуниверситета для школ-участниц проекта. Она состоит из шести модулей: «Профессии и навыки будущего», «Вокруг света за 30 дней», «Социальные проекты», «Бизнес-ПИсочница», «Инженерная реальность» и «Эко уроки». В шести образовательных организациях нашей республики и Юга Красноярского края в программе приняли участие 164 обучающихся 8-10 классов.
– Жизнь очень быстро меняется, поэтому мы предлагаем школьникам выбрать даже не профессию, а направление, которое сейчас актуально, образование по которому можно получить в нашем регионе, и которое будет перспективно в ближайшее десятилетие, – рассказывает Екатерина Серякова. – С ребятами мы разговариваем по-взрослому и предлагаем им не только выбирать профессии, но и задумываться над тем, какие «мягкие» навыки у них развиты и какие необходимы для успешной жизни. При этом мы настаиваем на том, чтобы школьники в выборе профессии переходили от внешних мотивов к внутренним – работа для души.
Екатерина Алексеевна, по мнению коллег, не только талантливый исследователь, но и ответственный управленец.
– Нам важно, чтобы в СОШ №3 было современное образование, ориентированное на будущее, и чтобы каждый наш ученик был реализован в этом будущем и как личность, и как профессионал, – рассказывает Екатерина.
Для тех, кто профессионально интересуется педагогикой, скажем, что тема исследования Екатерины Серяковой звучит так: «Формирование индивидуальных образовательных траекторий у старшеклассников в информационно-деятельностном образовательном пространстве «Школа – Университет»».
Научный руководитель исследователя – доктор педагогических наук, профессор Надежда Михайловна Халимова. Директор института непрерывного педагогического образования, где Екатерина росла от студентки до учёного – кандидат педагогических наук, доцент, Марина Викторовна Хортова.