Новости

19 дек 2023 - 11:00

Будьте внимательны и осторожны: берегите свои деньги от злоумышленников!

На еженедельном административном совещании в Хакасском госуниверситете была поднята тема телефонного мошенничества. Заместитель начальника УМВД России по городу Абакану Сергей Лисконог объяснил, что участились случаи, когда используется технология подмены номера и даже имитации голоса кого-либо из руководства вуза с поручением, чтобы на связь вышел тот или иной сотрудник. Дальше мошенники действуют по отработанной схеме и доверчивые люди отдают свои сбережения преступникам практически добровольно.

Актуальной темой для мошенников остаётся уплата налогов, которые россияне должны были «закрыть» до 1 декабря текущего года. Злоумышленники могут позвонить от имени налоговой службы и настойчиво или даже с угрозами требовать заплатить налог по определённым реквизитам. Положите трубку и перезвоните по единому телефонному номеру налоговой службы 8-800-222-22-22.

Министерство внутренних дел по Республике Хакасия разъясняет жителям  цели  и меры предосторожности.

Телефонные мошенничества подстерегают постоянно

Мошенники превосходно освоили все возможности, которые предоставляют современные средства связи. По телефону вас могут обмануть через СМС-уведомления или звонок напрямую, а также при загрузке приложений или файлов. Как правило, цель мошенников – заставить вас передать собственные средства «добровольно», так, чтобы вы не сразу догадались, что происходит на самом деле.

Мошенники очень хорошо знают психологию и людские слабости. Могут играть на чувствах жалости, страха, всегда торопят и навязывают свои условия в договорённостях. Они рассчитывают на вашу доверчивость, а иногда – на незнание особенностей дистанционных сделок. Часто используют следующие мотивы:

  • беспокойство за состояние своего счёта в банке;
  • тревогу за близких и знакомых;
  • желание выиграть деньги;
  • оказать помощь;
  • любопытство.

Чтобы противодействовать обману важно знать, какие схемы применяют жулики, не терять самообладания, изучить основы финансовой грамотности.

Как себя обезопасить? Простые правила

  • Никогда не реагируйте на СМС-уведомления с незнакомых номеров;
  • Помните, что если вам ошибочно перевели деньги, вы не обязаны предпрнимать какие-либо шаги! Оператор (банк) вернёт средства без вашего участия;
  • Никогда не сообщайте по телефону данные о своей банковской карте и коды из СМС-уведомлений;
  • С осторожностью относитесь к звонкам с незнакомых номеров. По возможности установите определитель региона входящих звонков (дистанционные мошенники звонят, как правило, из-за пределов республики);
  • Изучите суть мобильных сервисов, позволяющих бесконтактно совершать финансовые операции, чтобы понимать, как именно злоумышленники могут вами манипулировать;
  • Всегда при смене или утере телефона отключайте услугу мобильного информирования о состоянии вашего счёта в банке;
  • Тщательно следите за тем, где и кому вы оставляете свои персональные данные (указываете ФИО, мобильный номер и др.).

Также МВД  информирует о схемах, которыми стали пользоваться злоумышленники

Схема «Попал в беду/неприятности

Среди шума, помех или шёпотом, сдавленным голосом к вам обращаются как к родственнику или приятелю, просят помочь деньгами. Иногда в трубке появляется второй голос, он называет имя, звание, должность (и вам становится ясно, что якобы это представитель силовой структуры), он сообщает о каком-либо несчастье, происшествии, пугает серьёзными последствиями, предлагает урегулировать ситуацию за деньги.

Во-первых, не терять самообладания, при возможности прекратить разговор (как правило, мошенники больше не перезванивают);

Во-вторых, обрывайте общение, задавайте уточняющие вопросы, но такие, чтобы настоящего вашего близкого он смутил явной ошибкой. Например, нельзя спрашивать «Ты ли это, Иван?», если у вас действительно есть с таким именем внук, сын, муж, брат, приятель. А, к примеру, если у вас дочь и её зовут Анна, переспросите «Сынок, Руслан, это ты?» и тому подобное. Чем дольше вы остаётесь в контакте, тем сильнее вас могут запутать, запугать, разжалобить и т.д.

Схема «Проблемы с банковской картой, счётом»

Вам сообщают от имени банковской организации о сбое в работе или попытке несанкционированного списания ваших средств с карты или счёта:

Во-первых, не паникуйте и не верьте злоумышленникам, даже если они пугают блокировкой счёта;

Во-вторых, не продолжайте разговор, не отвечайте на СМС;

В-третьих, обратитесь в банк лично или через официальную горячую линию поддержки клиентов (номер телефона линии указан на оборотной стороне карты);

В-четвёртых, усвойте, что с картой и деньгами в момент тревожного звонка всё в порядке! Вас просто пытаются заставить испугаться и назвать нужные мошенникам данные.

Как объясняют сотрудники МВД, главное – не паниковать! Вот лишь несколько правил, которые нужно запомнить и они точно оставят ваши деньги в кошельке

Три правила использования банковских карт:

  • Не храните ПИН-код рядом с банковской картой;
  • Храните втайне и никому не называйте сведения о карте (окончание срока действия, секретный код CVC2/CVV2, ПИН-код). Помните, что мошенник может, зная номер карты, похитить ваши деньги);
  • Храните телефонные номера службы поддержки клиентов банка и кодовое слово, зафиксированное в договоре, в надёжном и, что важно, – в быстродоступном месте. В экстренном случае важно своевременно позвонить в банк и заблокировакть карту.

Три правила использования мобильного телефона:

  • При решении финансовых вопросов не верьте тому, что слышите, проверяйте информацию в разных источниках;
  • Никому ни при каких обстоятельствах не сообщайте подтверждающие коды из СМС-уведомлений;
  • Помните, что при подключённой услуге удалённого управления счетами, у вас в руках не просто мобильный телефон, а ключ от сейфа с вашими сбережениями.

Три правила для сохранности денег на счетах:

  • Установите лимиты по удалённым операциям с вашими средствами;
  • Чтобы полностью обезопасить себя при покупках в интернете, заведите для онлайн-оплат отдельную карту;
  • Не бойтесь проявить недоверие или показаться невежливыми, если речь идёт о ваших собственных сбережениях!

Общие рекомендации по использованию банковских карт:

  • Никогда и никому не сообщайте ПИН-код вашей карты!;
  • Ни при каких обстоятельствах и никому не называйте, не пересылайте цифровые пароли из СМС-сообщений от банка;
  • Никогда и никому не называйте три цифры на оборотной стороне банковской карты (CVC- или CVV-код)! Никто (даже сотрудники банка) не в праве требовать их;
  • Никому не сообщайте парольную информацию для доступа в сервис интернет-банкинга;
  • С осторожностью относитесь к предоставлению реквизитов своей банковской карты: не диктуйте их вслух, прикрывайте данные карты при использовании в общественных местах»
  • При возникновении каких-либо подозрений в мошенничестве связывайтесь с клиентской поддержкой банка, номер телефона которой сохраните заранее;
  • Оплачивайте покупки с использованием реквизитов банковской карты только в проверенных интернет-магазинах;
  • Оформите для сделок в интернете отдельную карту, на которой будет установлен лимит.

Если вы стали жертвой мошенников, сообщите об этом в полицию по телефонам: 02, 102 или 112.