На еженедельном административном совещании в Хакасском госуниверситете была поднята тема телефонного мошенничества. Заместитель начальника УМВД России по городу Абакану Сергей Лисконог объяснил, что участились случаи, когда используется технология подмены номера и даже имитации голоса кого-либо из руководства вуза с поручением, чтобы на связь вышел тот или иной сотрудник. Дальше мошенники действуют по отработанной схеме и доверчивые люди отдают свои сбережения преступникам практически добровольно.
Актуальной темой для мошенников остаётся уплата налогов, которые россияне должны были «закрыть» до 1 декабря текущего года. Злоумышленники могут позвонить от имени налоговой службы и настойчиво или даже с угрозами требовать заплатить налог по определённым реквизитам. Положите трубку и перезвоните по единому телефонному номеру налоговой службы 8-800-222-22-22.
Министерство внутренних дел по Республике Хакасия разъясняет жителям цели и меры предосторожности.
Телефонные мошенничества подстерегают постоянно
Мошенники превосходно освоили все возможности, которые предоставляют современные средства связи. По телефону вас могут обмануть через СМС-уведомления или звонок напрямую, а также при загрузке приложений или файлов. Как правило, цель мошенников – заставить вас передать собственные средства «добровольно», так, чтобы вы не сразу догадались, что происходит на самом деле.
Мошенники очень хорошо знают психологию и людские слабости. Могут играть на чувствах жалости, страха, всегда торопят и навязывают свои условия в договорённостях. Они рассчитывают на вашу доверчивость, а иногда – на незнание особенностей дистанционных сделок. Часто используют следующие мотивы:
Чтобы противодействовать обману важно знать, какие схемы применяют жулики, не терять самообладания, изучить основы финансовой грамотности.
Как себя обезопасить? Простые правила
Также МВД информирует о схемах, которыми стали пользоваться злоумышленники
Схема «Попал в беду/неприятности
Среди шума, помех или шёпотом, сдавленным голосом к вам обращаются как к родственнику или приятелю, просят помочь деньгами. Иногда в трубке появляется второй голос, он называет имя, звание, должность (и вам становится ясно, что якобы это представитель силовой структуры), он сообщает о каком-либо несчастье, происшествии, пугает серьёзными последствиями, предлагает урегулировать ситуацию за деньги.
Во-первых, не терять самообладания, при возможности прекратить разговор (как правило, мошенники больше не перезванивают);
Во-вторых, обрывайте общение, задавайте уточняющие вопросы, но такие, чтобы настоящего вашего близкого он смутил явной ошибкой. Например, нельзя спрашивать «Ты ли это, Иван?», если у вас действительно есть с таким именем внук, сын, муж, брат, приятель. А, к примеру, если у вас дочь и её зовут Анна, переспросите «Сынок, Руслан, это ты?» и тому подобное. Чем дольше вы остаётесь в контакте, тем сильнее вас могут запутать, запугать, разжалобить и т.д.
Схема «Проблемы с банковской картой, счётом»
Вам сообщают от имени банковской организации о сбое в работе или попытке несанкционированного списания ваших средств с карты или счёта:
Во-первых, не паникуйте и не верьте злоумышленникам, даже если они пугают блокировкой счёта;
Во-вторых, не продолжайте разговор, не отвечайте на СМС;
В-третьих, обратитесь в банк лично или через официальную горячую линию поддержки клиентов (номер телефона линии указан на оборотной стороне карты);
В-четвёртых, усвойте, что с картой и деньгами в момент тревожного звонка всё в порядке! Вас просто пытаются заставить испугаться и назвать нужные мошенникам данные.
Как объясняют сотрудники МВД, главное – не паниковать! Вот лишь несколько правил, которые нужно запомнить и они точно оставят ваши деньги в кошельке
Три правила использования банковских карт:
Три правила использования мобильного телефона:
Три правила для сохранности денег на счетах:
Общие рекомендации по использованию банковских карт:
Если вы стали жертвой мошенников, сообщите об этом в полицию по телефонам: 02, 102 или 112.