Новости

06 фев 2023 - 08:30

Экспертный совет утвердил новую концепцию преподавания истории в вузах

На заседании Экспертного совета по развитию исторического образования под председательством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова утверждена Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования. Обучаться в соответствии с ней студенты начнут уже с 1 сентября.

Речь идёт о 144 часах учебного времени. Участие в мероприятии принял Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. Он отметил, что концепция была разработана в целях перехода к единому содержанию курса истории России во всех вузах страны. Также он напомнил, что 80 лет назад Россия одержала сокрушительную победу в битве под Сталинградом.

Глубоко убеждён в том, что тысячелетняя история России, неотъемлемой частью которой является и победа под Сталинградом, – это наше общее достояние, наше общее наследие. И у каждого молодого человека, живущего в нашей стране, есть неотъемлемое право знать эту историю. Руководствуясь этим подходом, Российское историческое общество и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в прошлом году объединили свои усилия в целях системного повышения качества преподавания истории в высшей школе, – заявил Сергей Нарышкин.

В свою очередь Валерий Фальков указал на то, что принципиальные изменения в жизни современного российского общества невозможны без широкого осмысления важной роли исторического образования в общественно-политическом, экономическом, социальном и культурном развитии страны.

История, как наука и учебная дисциплина, формирует отношение общества к своему прошлому, учит по-новому смотреть на настоящее, формирует целостное мировоззрение. Во все времена университеты ставили перед собой задачу подготовить патриотически настроенных граждан своей страны, людей думающих, с широким кругозором и навыками критического мышления. Работа по усилению исторического «компонента» велась нами планомерно и давно. Сейчас всем вузам необходимо обратить внимание на кадровое и методическое обеспечение, предусмотреть время в расписании занятий. Обращу внимание, что нагрузку в 4 зачётные единицы надо рассматривать, в первую очередь, как возможность развития кадрового потенциала и кадрового усиления соответствующих кафедр, – сказал глава Минобрнауки России.

Содержание курса преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки представили директор Института всеобщей истории РАН, член Президиума РИО Юрий Петров и научный руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель РИО, заместитель председателя Экспертного совета Александр Чубарьян.

Разработчики концепции подчеркнули, что им удалось достичь консенсуса в распределении внимания между событиями отечественной и мировой истории. Получившийся документ центрируется историей российской государственности, основывается на идее единства исторического процесса как поступательного развития человечества. Курс отводит большое внимание роли и месту России в мировой истории. На исторических примерах раскрывается многонациональный и поликонфессиональный характер российского социума, созидательный характер деятельности Российского государства и населяющих его народов в развитии хозяйства, культуры и науки.

По итогам обсуждения участники Экспертного совета единогласно поддержали утверждение текста концепции. Выработка мер по внедрению концепции стартует уже в ближайшие дни. Впереди подготовка методических материалов для вузов, разработка специальных курсов повышения квалификации для преподавателей, а в перспективе – и создание новых учебников по истории для неисторических специальностей и направлений подготовки. С полным текстом концепции можно ознакомиться по ссылке.