Преподаватель ХГУ, доктор педагогических наук, профессор Клавдия Султанбаева приняла участие в работе XV Конгресса антропологов и этнологов России, посвящённого 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского и 300-летию Российской академии наук. Форум учёных, который насчитывал более тысячи российских и зарубежных исследователей, прошёл в Санкт-Петербурге.
Организаторами выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Министерства науки и высшего образования. Конгресс обсудил и определил стратегические направления развития антропологии и этнологии и всех дисциплин, так или иначе исследующих вопросы национальной идентичности и межэтнической, межкультурной коммуникации российских народов.
– Ведущий пленарное заседание работы Конгресса В.А. Тишков, академик РАН, профессор, президент Ассоциации антропологов и этнологов России, подчеркнул историческую значимость юбилейного заседания, проходившего в известном Таврическом дворце. Чрезвычайно интересные доклады ученых А.В. Головнева, директора Кунсткамеры, сопредседателя пленарного заседания, Н.М. Кропачева, профессора Санкт-Петербургского университета, привлекли внимание системностью и глубиной понимания этнологических проблем, рассмотренных в историческом разрезе, – отметила Клавдия Ивановна. – Не менее остро и актуально поставлена проблема подготовки будущих этнологов в вузах России Т.Б. Смирновой, профессором Омского госуниверситета им. Ф.М. Достоевского. В её докладе прозвучали адресные вопросы о необходимости расширения бюджетных мест в вузах для перспективного развития этнологии в стране. Кстати, все эти проблемы есть и в нашем университете, некогда имевшем свою кафедру этнографии и истории. Мне как этнопедагогу и преподавателю высшей школы были интересны темы, связанные с региональными исследованиями в краеведении, этнической психологии и семейном воспитании, межкультурной коммуникации.
На конгрессе работали 54 секции, 7 круглых столов, а также «воркшоп» с охватом всех тем этнической направленности с использованием ГИС. Более того, в течение двух дней работал «Книжный потлач» с презентацией новых книг, а также изданных в предыдущие годы научных журналов и сборников. По сути, это ярмарка без денег, обмен книгами. К примеру, учёный берёт необходимую ему книгу, а взамен оставляет свою. На самом деле, выбор был большой, поскольку издания Кунсткамеры и Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН предложили большую коллекцию переизданных трудов, в том числе, дореволюционного периода.
Учёный из ХГУ работала в секции «Этнопедагогика как фактор сохранения этнокультурного наследия народов страны и средство формирования гражданского сознания и национального самосознания». Представленные доклады из разных регионов страны содержательно отличались, однако большинство из них строилось на общем методологическом подходе этнопедагогической концепции академика Г. Н. Волкова, что закономерно: значительная часть учёных-педагогов – последователи Волковской научной школы в России. Каждое выступление несло в себе личностную культуру исследователя, что также важно: ведь именно с конкретной личностью мы связываем образное восприятие того или иного региона. Следует отметить, что впервые в работе такого масштабного мероприятия было решено открыть секцию этнопедагогики.
На завершающем этапе члены Ассоциации антропологов и этнологов России приняли важные решения с учётом современной ситуации в стране.