Профессор, доктор исторических наук, учёный Хакасского госуниверситета Валентина Асочакова на основе биографического метода восстановила и охарактеризовала жизнь и вклад значимого деятеля Русской православной церкви (РПЦ) в Приенисейской Сибири в XIX - начале XX вв. - первого православного миссионера в Хакасско-Минусинском крае Алексея Михайловского.
Комплексный анализ массовых источников церковного демографического учета (метрические книги, исповедные росписи), делопроизводственной документации Тобольской епархии позволил Валентине Асочаковой определить количественные результаты деятельности Алексея Михайловского, личные качества и характеристику.
Последняя треть XVIII в. - особый период в истории миссионерства: религиозная политика получила законодательное оформление, христианская миссия среди нерусских народов Российской империи стала ориентироваться на принципы веротерпимости, произошел отказ от массовых крещений, в епархиях с нерусским населением была введена должность епархиальных архиереев.
В 1750 году протопопом соборной Воскресенской церкви г. Красноярска стал Алексей Михайловский - уроженец г. Нежин Черниговской губернии. В течение 40 лет до самой смерти он служил красноярским заказчиком, с 1764 г. и до упразднения должности в 1799 г. - одним из штатных миссионеров Тобольской епархии.
Алексей Михайлович Михайловский – потомственный священник, первый образованный заказчик в Хакасско-Минусинском крае, его профессиональная деятельность была достаточно успешна. Но нетерпимость в религиозных вопросах, жесткость в вопросах веры, негибкость в отношениях с местными властями, конфликты с мангазейским и енисейским духовенством не позволили ему добиться особых успехов в деле крещения. Православные миссионеры, убежденные в превосходстве православной веры над язычеством и другими религиями, крестили принудительно. Нетерпимость к верованиям коренного населения вызывала сопротивление со стороны хакасов.
Политика христианизации коренных народов Сибири в течение всего дореволюционного периода эволюционировала, ее формы и практики определялись целью Российского государства, региональными особенностями районов коренных народов Сибири, мировоззренческими установками церковных иерархов, личными качествами миссионеров.
Проведение исследования стало возможным благодаря финансовой поддержке Российского научного фонда и правительства Хакасии. Учёным было установлено взаимодействие и сотрудничество с Центром истории церкви и религии Института российской истории РАН, Сибирским Федеральным университетом и Красноярской епархией Русской православной церкви.