Новости

13 фев 2023 - 08:30

В Хакасском госуниверситете стартовал Год педагога и наставника

Президент России своим указом посвящает каждый год той или иной теме для привлечения к ней общественного внимания. Первым в 2008 стал Год семьи, 2021 – был Годом науки и технологий, 2022 – Годом культурного наследия народов РФ. В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год в России посвящён педагогам и наставникам.

В наших школах отмечается большой дефицит молодых педагогов. А с преподавателями математики, физики, химии, русского и иностранных языков ещё сложнее. При том, что трудоустройство наших выпускников педагогических специальностей начинается уже после практики на 4 курсе, и достигает почти 100%, – отмечает проректор по учебной работе ХГУ Наталья Пропой. – Год педагога и наставника и проводится с целью привлечения внимания молодежи к этой благородной профессии, для развития творческого и профессионального потенциала педагогов. Как тенденцию, я бы отметила, что в школах Хакасии стали открывать профильные педагогические классы. Роль педагога в наше время велика как никогда: мир изменяется очень быстро. Учитель просто обязан постоянно учиться и развиваться. В деятельности университета в этом плане можно выделить несколько основных направлений: популяризация профессии педагога, качественная подготовка специалистов, развитие их профессиональных компетенций, развитие сотрудничества, взаимодействия со школами (университет подписал договор о сотрудничестве с Лицеем им. Н.Г. Булакина), информационная поддержка педагогического процесса.

В университете ежегодно утверждают план профориентационной работы, который особенно актуален в Год педагога и наставника. Все заложенные в нём мероприятия призваны повысить престиж профессии учителя, раскрыть его образ, отразить наследие выдающихся отечественных и зарубежных педагогов. В вузе считают, что в этом Году нужно уделить особое внимание повышению профессионального уровня педагогов и ждут особого внимания к своим выпускникам, которые придут в школы.

Тематический год призван привлечь в профессию молодёжь, – считает директор института непрерывного педагогического образования ХГУ Марина Хортова. – Современные выпускники школ всё активнее интересуются педагогическими специальностями. Так, в прошлом году значительно увеличилось количество поданных абитуриентами заявлений на педагогические специальности. Конкурс на одно бюджетное место составляет в среднем 5-6 человек. В наступившем 2023 году – Году 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, планируем провести ряд тематических мероприятий. В институте уже стартовал конкурс профессионального мастерства. Развиваясь, мы опираемся на педагогический опыт предыдущих поколений, когда отлично себя зарекомендовал, например, институт наставничества. Обязательно будем чествовать лучших наставников. Состоятся форумы, направленные на выявление и распространение лучших практик в формате различных открытых мероприятий, чтобы педагоги имели возможность обмениваться опытом и многое другое. Одна из ключевых задач, поставленных Минпросвещения в рамках Года педагога и наставника – организовать во всех российских школах театры и музеи. Мы «идём на шаг впереди» и в учебные планы наших студентов уже включены дисциплины¸ изучение которых позволит организовать эту деятельность в школе.

В этом году в ХГУ запланированы два профильных форума: 27 октября 2023 г. всероссийская научно-практическая конференция «Адаптация детей и молодёжи к современным социально-экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий», и 23-24 ноября 2023 г. международная научно-практическая конференция «Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования».

Педагогу в современном изменяющемся мире надо постоянно развиваться. Какие могут быть ещё формы, кроме активно используемых в работе?

Вера Косова – преподаватель ИНПО, кандидат педагогических наук, доцент отметила:

Может быть, организовывать больше выездных форумов для учителей, которые много лет отдали служению, а то сейчас всё в основном для молодых учителей. Ввести аналог Пушкинской карты для педагогов, а также по аналогу с проектом «Студенческий туризм», например, дать возможность выехать в другие регионы, посмотреть исторические, культурные, географические памятники. Это будет полезно для работы. Возможно, что надо шире вовлечь в процесс работников допобразования, спортивных тренеров. Предусмотреть премии лучшим педагогам. Большая всероссийская доска почёта на сайте Минобрнауки России стала бы мощной формой поощрения. Я считаю, что всё это придаст профессии новые импульсы.

Сегодня педагог должен отличаться личной активностью, а также успехами студентов. Важны успеваемость и качество знаний обучающихся, их участие в олимпиадах и конференциях, общественной жизни университета. Преподаватель должен быть вовлечён в научно-практическую (исследовательскую) работу. Надо всё успеть. Это дело государственной важности!