Поэтому важно в регионах создавать условия, чтобы выпускники школ, вузов не покидали регион, а работали в науке, в бизнесе. Об этом сегодня во время рабочей встречи с преподавателями, сотрудниками, студентами Хакасского государственного университета вёл разговор Александр Георгиевич Мажуга – профессор РАН, доктор химических наук, первый заместитель председателя комитета по науке и высшему образованию Госдумы РФ.
Александр Георгиевич три года был ректором Московского химико-технологического института им.Д.И. Менделеева, поэтому проблемы высший школы ему известны детально. Но, безусловно, в каждом регионе, в каждом вузе есть своя специфика, и свои нерешённые вопросы. Об этом сегодня и шла речь в активном диалоге с учёными и студентами.
Модератором встречи стала ректор ХГУ Татьяна Краснова.
– Вузы сегодня становятся центрами науки, – отметил Александр Георгиевич, - а для этого нужна соответствующая материально-техническая база и поддержка регионов. Сегодня России важен научно-технический суверенитет. И это вопрос безопасности в самом широком смысле. Наука сегодня делается не в одиночку, а серьёзными научными коллективами. А прорывной результат достигается при единстве образования, производства и инноваций.
Эксперт отметил, что в каждый год Десятилетия науки и технологий, объявленного в России, очень важно привлекать в сферу науки, исследований, разработок талантливую молодёжь. Надо создать ей комфортные условия для жизни и творчества, содействовать трудоустройству. Вуз будет успешным в том случае, если регион реально помогает ему, участвует в создании новых хорошо оплачиваемых рабочих мест для выпускников, совершенствует материально-техническую базу и заказывает подготовку специалистов, в которых остро нуждается регион. И таких продвинутых субъектов Российской Федерации много и становится всё больше.
В том чтобы выпускники школ, университетов после окончания учёбы не покидали регион, должны быть заинтересованы не только вузы, но и местные органы власти, соответствующие министерства, на это должно настраивать студентов педагогическое сообщество. Подход некоторых чиновников, считающих, что вузы – это не наше, вызывает удивление.
Проблем много, поэтому в Госдуме фракция ЕР, в которую входит и Александр Мажуга, уже внесла к принятию 27 законопроектов, которые касаются образования, высшей школы, статуса молодого учёного. Ещё около 30 в работе.
На встрече учёные, преподаватели ХГУ подняли целый ряд вопросов, нуждающихся в решении – это формы поддержки вузовской науки, срок трудового контракта с преподавателями, популяризация науки, подготовка учителей математики, физики, химии, которых катастрофически не хватает.
А также поддержка молодых учёных, участие в федеральных программах и проектах, оплата труда вспомогательного персонала вузов и целевое обучение, форма подготовки современных учебников и подушевое финансирование. Прямо во время встречи удалось договориться о некоторых формах взаимодействия и сотрудничества.
То, что сегодня учёные, руководители вузов, как, например, ректор ХГУ Татьяна Григорьевна Краснова, идут во власть – это нормальная практика, отметил Александр Мажуга и «мы поддерживаем это решение». В нынешнем составе ГД работают несколько бывших ректоров, которые не по наслышке знают проблемы образования, высшей школы. А возникающие вопросы будем решать вместе, подчеркнул заместитель председателя комитета по науке и высшему образованию Госдумы РФ.