В 2024 году исполняется 30 лет Хакасскому госуниверситету, среди тех, кто окончил институт истории и права вуза не только юристы, «силовики», учителя истории, археологи, но и нашедшие себя на иной стезе. Выпускник ХГУ 2000 года Алексей Арбузов тренер и эксперт образовательных программ Общественной палаты Российской Федерации, учредительный партнёр экспертного бюро «Сообщество». А ещё он регулярно, отложив все дела, приезжает в родной институт, пытаясь показать ребятам все тонкости проектной работы, проектного подхода.
Социальное проектирование, молодёжное предпринимательство – эти относительно новые направления общественной активности чрезвычайно популярны у молодёжи. С 2006 года и по настоящее время Алексей Николаевич – эксперт грантовых программ региональных, федеральных и международных конкурсов, регулярно проводит тренинги не только для студентов alma mater – ХГУ, но и для всех активных людей. За последние 15 лет провел свыше 2000 семинаров и тренингов более чем в пятидесяти регионах РФ. В год юбилея университета его именитый выпускник ответил на вопросы пресс-службы ХГУ.
–Тренинговую и экспертную деятельность вы начали с 2001 года. Как к этому пришли?
– В 2000 году я создал свою молодёжную организацию "Эдельвейс", в это же время, на одном из семинаров в Новосибирске я впервые узнал, что такое тренинги. Моё педагогическое образование и призвание учить других предопределили то, что я буду с помощью тренингов работать и дальше. Но тренинги нельзя просто читать, как лекции, для их проведения нужен опыт и его я нарабатывал, обучая ребят из своей молодёжной организации. Это дало развитие им и мне самому. Уже летом 2003 года меня впервые пригласили провести тренинги с оплатой, а осенью я открыл тренинговое агентство. Экспертная же работа началась значительно позже, только в 2006 году меня впервые пригласили оценивать заявки регионального грантового конкурса, через 5 лет я работал уже на межрегиональном уровне, а с 2013го на федеральном.
– Тяжело было поступить в ХГУ? Как учились?
– Я родился в Копьево. Учился хорошо, но оценки никогда не были для меня важны, поэтому, я не уделял слишком много внимания учёбе – занимался туризмом, играл в школьной театральной студии и т.д. После школы директор посоветовал мне поступать на исторический факультет, и от района было целевое назначение, поэтому, здесь я тоже не очень напрягался с результатами вступительных экзаменов. В самом университете тоже «заучкой» не был, и на первом курсе даже были тройки на сессиях, но к третьему курсу почти все экзамены были на пять. В итоге, диплом с большинством оценок отлично, но не красный.
– Как Вы оцениваете уровень подготовки, знаний, которые Вам дали в ХГУ?
– Я не могу говорить об отличной подготовке, мне приходится общаться с людьми из разных вузов страны, и я понимаю ограничения, которые есть в моём родном ХГУ, но в то же время этой базы достаточно, чтобы наращивать уровень самостоятельно, что я и делаю. Самое главное, чему меня научили – добывать знания, думать и излагать свои мысли. Если у тебя есть такие компетенции, то дальше уже не так важно, какое название будет носить вуз.
–Говорят, что вуз даёт не только знания, но и друзей на всю жизнь. Это так?
– Да, так. У меня есть друзья, с которыми я продолжаю регулярно общаться. Для меня это ценно, думаю, что и для них тоже.
–Где проходили практику? Насколько она важна?
– Я очень хотел поехать на археологическую практику, как и большинство историков, но…меня отправили в этнографическую в свой родной район. Поэтому, я обходил местных старожилов, собирал легенды, названия географических объектов на хакасском языке, истории и т.п. Минус – у меня нет того объединяющего чувства сопричастности, что есть у большинства однокурсников, но с другой стороны – та практика дала мне навыки, которые сегодня я использую для работы. Мне приходилось идти к незнакомым людям, общаться с ними, выспрашивать, всё это фиксировать и систематизировать – очень полезно оказалось для работы.
– Какие предметы были самыми интересными, полезными во время учебы? Кого из преподавателей вспоминаете добрым словом?
– Наверное, как и у большинства, самыми интересными казались предметы с интересными преподавателями. У нас весь курс обожал Виктора Яковлевича Беккера, а я у него и диплом решил писать. Мы были в восторге от Юлии Владимировны Шаляевой с её экспериментами в обучении, и даже оказались настолько дерзкими, что студенческой компанией однажды вломились к ней в гости. Кстати, с ней до сих пор общаемся, и она регулярно на встречи со студентами приглашает. Галина Андреевна Корнеева завораживала своими лекциями и пугала экзаменами. Чуть позже я осознал, насколько круты были занятия у Ларисы Николаевны Боргояковой (Абдиной) и у многих других преподавателей. Некоторые недолюбливали педагогику и методику преподавания, но я же говорил, что у меня всегда была предрасположенность учить других, поэтому, я с этими предметами тоже дружил.
– Связь поддерживаете с преподавателями, институтом?
– Более чем. Например, с Юлией Шаляевой (кандидат исторических наук, доцент), которая, страшно сказать, ещё в прошлом веке преподавала мне период Средневековья в институте истории и права, у нас сложилась традиция – встречаться со студентами и через проектную культуру повышать мотивацию к познанию и развитию.
– Это благодарное дело?
– Конечно, студенты не все и не всегда увлечены происходящим, но у некоторых явно проявляется интерес и вопросы по теме. И с такими ребятами общаться всегда интересно, поскольку посеянные зёрна прорастут, и через несколько лет дадут урожай. Я это уже не раз видел, поэтому, продолжаю такие встречи без вопросов о деньгах или иных благодарностях. У меня достаточно много контактов с ребятами, которые закончили истфак в разные годы. У нас с ними есть совместные проекты и это ещё один мой способ менять этот мир.
– В каких городах страны вы чаще всего проводите тренинги?
– Чаще всего мероприятия бывают в Москве, но регулярно я работаю в Новосибирске, Якутске, Махачкале, Великом Новгороде, Салехарде, Норильске, Перми, Иркутске и т.д. В большинстве крупных городов я работал за последние годы не по одному разу, здесь многое зависит от возможностей заказчика, ведь кроме моего гонорара, значительная часть расходов – это логистика, из Абакана это очень дорого.
– С какими российскими компаниями, регионами вы сотрудничаете?
– Когда я начинал тренинговую деятельность, то у меня была в приоритете линейка коммерческих тем, связанных с продажами или сервисом. Потом я понял, что это мне не очень интересно. Несколько раз в год на эту тему тоже что-то заказывают, но я перешёл на то, в чём признан экспертом – проектный подход, коммуникации и партнёрство, лидерство и т.п. И здесь заказчики – чаще всего региональные органы власти или их структурные подразделения. На федеральном уровне – это агентство по делам молодёжи, агентство по делам национальностей, Общественная палата РФ, есть сотрудничество с Высшей школой экономики, РАНХИГС и т.д., в регионах – десятки организаций от Дальнего Востока до Калининграда и от Мурманска до Кавказа, включая Сибирь, Урал, Центральную Россию и Поволжье, а из бизнеса – те, у кого есть программы, связанные с социальной ответственностью. В разное время я проводил тренинги в «Российской газете», Сбербанке России, компаниях РУСАЛ, «Норникель», Ростелеком, РосАтом и др. Для меня важно, наверное, не столько количество таких заказчиков, сколько то, что большинство из них возвращается и поэтому, я уже много лет не ищу клиентов, ко мне обращаются те, кто когда-то уже приглашал меня.
– Тренинги всегда идут по плану?
– Всегда не по плану. Тренинг– это живой процесс, в нём важно реагировать на изменения, происходящие здесь и сейчас, поэтому, сколько бы я не готовился – всегда есть импровизация. Из запомнившихся, наверное, один из первых выездных тренингов, которые мы проводили для ребят из детского дома. Это очень трудная аудитория, а у нас ещё мало было опыта. Нам приходилось преодолевать сопротивление ребят, их замкнутость и неверие никому. В итоге, конечно, справились, хоть и прошли по грани, лёд сломали, ребята открылись и сопровождающие их воспитатели были в шоке от результатов, т.к. они сами увидели своих воспитанников другими глазами. Но на моей тогда ещё молодой голове был открыт счёт седым волосам.
– Знаю, что вы учредили Арбузный грант. Что это?
#Арбузныйгрант – родился случайно, как попытка заплатить обществу за мой успех. Идею подхватили друзья, они же предложили оставить название, как запоминающийся бренд. Постепенно оформились правила, условия получения поддержки и т.п. Сегодня, пожалуй, это единственный грантовый конкурс, где платят эксперты, а не экспертам. Поскольку фонд конкурса формируется из добровольных пожертвований, у меня возникла идея, что будет справедливо доверить оценку тем, кто платит. С этого года конкурс проводится для школьных команд – я хочу выстраивать систему работы с проектами с детского возраста, взращивая новое сообщество граждан, которые берут на себя ответственность за происходящее, знают, как решать возникающие проблемы и делают это.
– Говорят, что вы, отец троих детей, практикуете очень крутые философские завтраки. О чем чаще всего разговор?
– Идея таких завтраков у меня была давно, мне надоели обычные бизнес-завтраки где говорят одно и тоже и всё вокруг темы «как заработать больше». Мне это скучно, я понимаю как заработать, но более важным для меня является вопрос – для чего зарабатывать? На очередной встрече с Татьяной Тутатчиковой (тоже, кстати, выпускник истафка) мы договорились попробовать такой формат, т.к. ей идея понравилась. С тех пор мы определяем тему, которая касается человека – это и про смысл жизни, и про ценности, и про воспитание детей, и про лидерскую или иную позицию, которую ты в мире занимаешь, про судьбу или свободный выбор. А дальше – все кто приходит в свободном режиме обмениваются мыслями на заданную тему. Получается познавательно и те, кто приходят лучше узнают себя, принимают какие-то решения для жизни и бизнеса. В ближайшее время – 16 апреля у нас очередной завтрак, где мы решили попробовать формат философского стендапа, надеюсь, что будет интересно.
– Что пожелаете нынешним студентам?
– Понимать, что после университета есть жизнь и в этой жизни не будет таких добрых и чудесных преподавателей, а цена за ошибки будет не ещё один шанс на пересдачу, а гораздо выше. Важно готовиться к этому сейчас, важно наращивать социальные связи и быть проактивным.
Фото из личного архива Алексея Арбузова
Беседовал Владимир Шулекин