В 30-е годы прошлого века в Хакасии возникла острая ситуация нехватки квалифицированных учительских кадров, что препятствовало решению важной государственной задачи – переходу к всеобщему семилетнему образованию. В 1937 году из 1128 учителей 589 не имели даже среднего педагогического образования.
Инициатива по разрешению вопроса об учителях неполных средних школ принадлежала председателю Хакасского облисполкома и депутату Верховного Совета СССР Сергею Ефимовичу Инкижекову, который обратился в Наркомпрос РСФСР, лично к Надежде Константиновне Крупской с просьбой об организации учительского института.
Точкой отсчёта создания первого высшего учебного заведения Хакасии считается 16 апреля 1939 года. Именно тогда по инициативе Наркомпроса РСФСР в Абакане появился учительский институт. А уже в сентябре начался учебный год у 100 студентов, которые приступили к изучению педагогических наук под руководством 15 преподавателей. Обучение в институте шло на трёх факультетах: русского языка и литературы, историческом и физико-математическом. Учёба велась всего два года, основной задачей стала подготовка кадров для средних школ Хакасии. Первый выпуск – 79 человек с дипломами учителей неполных средних школ – состоялся в июле 1941 г. Война еще не закончилась, но уже прогнозировались кадровые потребности послевоенного периода, в том числе в социально-культурной сфере. Хакасии нужны были свои педагоги.
В 1944 году открыта новая страница в развитии высшего образования в Хакасии: АГПИ (1944-1994 гг.). Создание педагогического института происходило на практическом фундаменте учительского института. Однако официальное закрытие последнего состоялось только в 1954 году – когда подготовка учителей для семилетней школы утратила актуальность. До этого же времени при едином финансовом обеспечении, административном руководстве, профессорско-преподавательском составе и учебно-материальной базе у того и другого института были разные коллективы учащихся – их обучение отличалось по срокам, учебным планам и программам. Директором педагогического института и одновременно – учительского был назначен Андрей Никитович Пархоменко (выпускник исторического факультета Саратовского государственного университета, в Абакан направлен по распределению).
Как пишет доктор исторических наук, профессор Надежда Артамонова:
– Одной из главных проблем института было сохранение и пополнение контингента студентов. Дело в том, что в начальный период войны количество обучающихся значительно сократилось. Если в 1940-1941 уч. г. в институте насчитывалось 236 студентов, то в 1941-1942 уч. г. их было 114 человек. 14. [Ултургашев, 1996, с.22]. В подавляющем большинстве это были женщины. Так, в апреле 1944 г. девушки составляли 94% обучающихся [Ултургашев, 1996, с. 22]
В первый же день мобилизации 71 учащихся комсомольцев и несоюзной молодежи учительского института подали заявления о добровольном зачислении их в ряды РККА и в народное ополчение. [Ултургашев, 1996, с.22]. Ушли на фронт выпускники института С.Ф. Аешин, Н.К. Лаврентьев, К. Колтораков, заведующий кафедрой педагогики А.Н. Устинов и др. [Нагрузов, 1979, с. 24-25]. В то же время, начиная с 1942 г. в институт стали поступать фронтовики.
Далее Надежда Яковлевна сообщает: – С 1 июля 1941 г. и в последующие военные годы студенты учительского института работали на строительстве Уйбатского канала. Некоторые из них выполняли нормы до 300%. При средней норме в 189% студентка Вертопрахова М.Д. перевыполнила норму до 396%, Чумакина П.А. - до 306%, а студенты Творовский А., Спирин Г. выдали по 445% [ГУРХ «ОДНИ». Ф 2, оп. 1, д. 802, л9об.]
В 1944 г. студенты работали на строительстве Абаканского канала. За период с 22 июля по 1 августа каждый должен был вынуть 10 куб. грунта и получить об этом справку администрации канала. Только после предъявления справки о выработке нормы студент мог получить диплом, подъемные и ехать на место работы по специальности (ГУРХ «НАРХ». Ф 528, оп.4. д. 8, л.45 об.).
В соответствии с решением городской чрезвычайной противоэпидемической комиссии «Об очистке Абакана от нечистот» студенты принимали участие и в этой работе. Каждый студент, рабочий или служащий института обязан был отработать 25 часов на строительстве тротуаров, разбивке клумб, разбивке шлака и т.д. От подобной работы освобождались только организаторы праздничного мероприятия, посвященного 1 мая [ГУРХ «НАРХ». Ф. 528, оп.4, л.8, л. 17 об.- 19].
Зачастую студентам приходилось работать в собственном подсобном хозяйстве, которое в определенной мере удовлетворяло потребности института в продуктах питания. По распоряжению директора каждый студент должен был вскопать 0,05 га в течение двух дней, отводимых по приказу. Устанавливался выезд на подсобное хозяйство. Время работы устанавливалось с 6 час. утра до 5 час. вечера.[ГУРХ «НАРХ». Ф. 528, оп. 4, д.8, л. 22 об.]
Историки отмечают: – Студентам выдавали деньги на проезд. Они обеспечивались одноразовым питанием из выделений фондов, также снабжались ежедневно хлебом. Кроме того им ежедневно к 7 часам оставлялось необходимое количество ужина [ГУРХ «НАРХ». Ф. 528, оп. 4, д.8, л. 22 об.]. От работы освобождались лишь те студенты, которые имели на руках справки. Несмотря на трудные военные годы основным занятием студентов по-прежнему оставалась учеба. Руководство института стремилось создать более - менее благоприятные условия для подготовки к экзаменам. Во время сессии и госэкзаменов кабинеты института работали с 9 час. утра до 11 час. вечера.
Осенью 1944 года к занятиям приступило 87 студентов педагогического института, 81 студент первого и 143 студента второго курсов учительского института, в это же время в профессорско-преподавательском составе числилось 26 человек, из них 6 – с учёными степенями.
В 1968 году АГПИ был отнесён к вузам второй категории, в 1989 – первой. В 1992 году Советом Министров Республики Хакасия АГПИ было присвоено имя первого учёного-хакаса, известного тюрколога Н.Ф. Катанова [9]. За 50-летнию историю существования вуз подготовил 21899 педагогов, которые направлялись в систему образования Хакасии, Тувы, Красноярского края и других регионов. Более 150 его выпускников стали дипломированными учёными. Таким образом, вхождение АГПИ в 1994 году в состав университета обеспечило преемственность более чем полувековой научной и педагогической традиции.
Образованный в 1994 году Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова создавался путем интегрирования разноуровневых образовательных учреждений, но как высшее учебное заведение является историческим приемником Абаканского государственного педагогического института, который в свою очередь возник на базе открытого в 1939 году Абаканского учительского института.
Справка
В материале были использованы фрагменты статьи Н.Я Артамоновой «Вузовская интеллигенция и студенческая молодёжь Хакасии в годы Великой Отечественной войны», а также публикации и документы:: Ултургашев С.П. Был всегда нацелен на будущее: К 50- летию Абаканского государственного педагогического института им. Н.Ф. Катанова. – Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1996. С.19 2. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф.Р-39. Оп.1. Д.343. Л.71 3. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф.Р-528. Оп.1. Д.1. Л.1 4. Там же. Л.1 5. Там же. Л. 4 6. Данькин Е.Н. У истоков вузовской исторической науки в Хакасии (1939-1949 годы) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 38 (176). История. Вып. 37. С.160 7. Ултургашев С.П. Был всегда нацелен на будущее: К 50-летию Абаканского государственного педагогического института им. Н.Ф. Катанова. Абакан: Издательство, 1996. С.28-29 8. Там же. С.29 9. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф.Р-768. Оп.1. Д.50. Л.90 10. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф.Р-782. Оп.1. Д.253. Л.60 11. Там же. Л.63 Приложение Ректоры (директора) Абаканского государственного учительского института – Абаканского государственного педагогического института Годы руководства Фамилия, имя, отчество 1939-1943 Дубов Венедикт Григорьевич 1943-1952 г.г.
#НашиСтудентыМОН