Новости

17 окт 2024 - 17:00

Легко ли быть шефом?

Накануне, 16 октября, во многих странах мира отмечали День шефа, или, как его еще называют, Национальный день босса. В этот день полагается вспомнить, что руководитель – это профессия. Что это – работа без отдыха, ответственность за каждый шаг, за каждое слово, за благополучие подчинённых ему людей. И ещё о том, что шеф – это прежде всего человек. Каким должен быть руководитель? Мягким или строгим? Лояльным или требовательным? О своём опыте в роли шефа «Абакан» попросил рассказать известных в нашей республике людей – ректора Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова Татьяну Краснову и главу города Абакана Алексея Лёмина.

Алексей Лёмин: «Всему можно научиться, было бы желание»

Алексей Лёмин является шефом уже на протяжении четверти века. Первая руководящая должность Алексея Викторовича – заместитель начальника Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города. Отметим, что по решению Николая Булакина 25-летний специалист ДГАЗ Алексей Лёмин занял руководящий пост, «разом перешагнув пять должностных ступеней».

– Просто на тот момент у меня была уникальная специальность инженера-землеустроителя. Тогда как раз проводилась земельная реформа, вступал в силу новый Земельный кодекс РФ, Николай Генрихович назначил меня заместителем начальника ДГАЗ по земельным ресурсам. Конечно, мне в 25 лет было непросто руководить людьми, которые были намного старше меня и на тот момент уже по многу лет работали в департаменте. Но, как говорится, не боги горшки обжигают, всему в жизни можно научиться – было бы желание, – отмечает сегодня глава города.

На вопрос, строгий ли он начальник, Алексей Викторович справедливо отвечает, что об этом лучше расскажут его коллеги. Сам же он себя считает человеком требовательным:

– Многие вещи я перепроверяю. У меня даже в компьютере есть специальная программа, в которой я записываю все поручения и сроки, к которым они должны быть выполнены. И я довольно строго спрашиваю с ответственных, бывает, что и ругаюсь, не без этого. При принятии какого-то важного для города решения (проблем в системе городского хозяйства огромное количество, от сферы культуры до вопросов теплоснабжения) стараюсь выслушать все мнения, доводы – порой они бывают диаметрально противоположными. В любом случае окончательное решение всегда за главой города, то есть за мной. Но на мне и вся ответственность.

Зная, какой плотный рабочий график у главы города – причём в ежедневном режиме, невольно задаешься вопросом: что позволяет «заряжать батарейки», что даёт Алексею Лёмину силы и энергию на новые свершения?

– Каждый восстанавливает силы по-своему: для кого-то это выезды на природу, для кого-то – охота, рыбалка, а для кого-то, может быть, и компьютерные игры. Для меня источник энергии – спорт, – рассказывает глава города. – Самый доступный способ: надел кроссовки – и на пробежку в Парк культуры и отдыха. В выходные дни стараюсь выезжать на природу.

Если говорить об отпуске, то он у меня, к сожалению, в последнее время бывает всё реже и всё короче по продолжительности. Самый лучший отпуск для меня – время, проведённое в горах, без интернета, без мобильной связи. С собой беру электронную книгу (бумажную просто тяжело брать в горы), в тишине, без суеты люблю посидеть и почитать.

Татьяна Краснова: «Руководителю приходится принимать непопулярные решения»

– Татьяна Григорьевна, опыт работы руководителем у вас большой: вы были и заместителем главы города Абакана по вопросам экономики, и возглавляли Министерство экономики Республики Хакасия. Сегодня вы – ректор крупнейшего вуза нашего региона. Можете вспомнить свою первую руководящую должность, с какими сложностями пришлось столкнуться?

– Моя первая руководящая должность – заведующая кафедрой экономики Абаканского филиала Красноярского политехнического института. Предыдущая завкафедрой перешла на работу в правительство РХ, коллеги выбрали меня. На кафедре на тот момент работало 16 преподавателей, многие из которых были существенно опытнее и старше меня (мне тогда было 27 лет). Как они сказали: «Ты – молодой кандидат наук, человек активный, так что работай». Научная среда, конечно, очень сильно отличается от других коллективов, прежде всего своей демократичной атмосферой. Противодействия мне никто никакого не оказывал, наоборот, было всяческое содействие, за что я очень благодарна своему первому коллективу. Вместе мы успешно решили много интересных задач, в том числе открыли новую востребованную студентами специальность, по которой этот вуз готовит кадры для экономики региона и сегодня.

Через три года меня назначили деканом экономического факультета. С этой должности в 2002 году Николай Генрихович Булакин и пригласил меня в свою команду – я стала заместителем мэра по вопросам экономики. К тому времени я уже защитила докторскую диссертацию, и мне хотелось реализовать свои теоретические разработки на практике. В должности заместителя главы города проработала восемь лет. Сразу отмечу, что в практику я окунулась, как говорится, с головой. Работа в администрации города требовала совсем иного управленческого подхода, других методов руководства. С привычного мне вузовского демократического стиля управления пришлось быстро перестраиваться на авторитарные методы работы. Дело в том, что работа с бюджетными средствами при принятии решений, от которых зависят развитие города, перспективы муниципальных предприятий, а значит, судьбы людей, которые там трудятся, – это очень большая ответственность. Ошибка, допущенная тобой, может иметь уголовные последствия, причём не только для тебя, но и для главы города и других лиц. Плюс решения нужно было принимать очень быстро. И здесь для меня Николай Генрихович выступил в роли учителя: я наблюдала за тем, как он работает, постоянно советовалась с ним. Также училась принципам работы в новой для меня сфере у уже опытных заместителей Николая Булакина: Алексея Кисуркина, Владимира Нутфуллина, Виктора Константинова, Александра Валинецкого. Всем им я очень благодарна за поддержку. Вскоре мне удалось влиться в команду, и вместе мы, как мне кажется, под мудрым руководством Николая Генриховича Булакина работали очень эффективно.

Позже, когда я вернулась в привычное мне научное сообщество, став ректором ХГУ им. Н.Ф. Катанова, я снова была вынуждена менять стиль управленческой работы, увеличивать уровень демократии. Разные сферы требуют разных методов управления. Да и в руководстве вузом ректор не принимает единоличных решений. Высший орган управления университетом – учёный совет, в который входят авторитетные, опытные люди, мнение которых для меня очень значимо.

Да, иногда ректору приходится прибегать к каким-то авторитарным методам – в ситуациях, когда сталкиваются интересы структурных подразделений университета. Ведь интересы всего университета, его развитие – в приоритете.

– С этим, наверное, и связано самое сложное в должности первого лица – ставить интересы организации выше интересов человека, даже очень уважаемого лично вами?

– Это так, и ваши слова будут справедливы по отношению ко всем руководителям. Самое сложное – это принятие кадровых решений. Если говорить относительно университета, у нас возникали ситуации, когда в соответствии с требованиями времени была необходима оптимизация структуры – объединение каких-то институтов. Получается, что из двух прежних руководителей в должности директора остается один. Либо же приходится какого-то, пусть и очень уважаемого, человека отправлять на пенсию. Так уж мы все устроены, что возраст видим у других, за собой не замечаем. Начальник обязан видеть, что в определенный момент времени для эффективной работы системы в целом нужно принять то или иное кадровое решение, провести ротацию. В таких ситуациях часто возникают обиды, непонимание, однако руководитель должен принимать и непопулярные решения.

Будь ты главой региона, города, университета, какого-то предприятия – руководитель любого уровня становится заложником ситуации, когда интересы системы в целом нужно ставить выше интересов какой-то группы или одного человека. Если вовремя не принять это непопулярное решение, организация перестанет развиваться.

– Татьяна Григорьевна, какой бы вы дали совет самой себе в начале вашей карьеры? Возможно, он будет полезен и для многих других людей, только начинающих свой путь управленца.

– Когда я стала заместителем главы города Абакана по вопросам экономики, папа сказал мне такие слова: «Всегда помни, что жизнь многомерна: сегодня ты на коне, а завтра можешь оказаться под конем, а чаще всего руководителю и самому приходится впрягаться и тянуть телегу вместо этого коня. Образованность и воспитанность человека проявляется в том, как он относится к своим подчиненным». Думаю, многие руководители согласятся со справедливостью этих слов. Я всегда стараюсь ко всем людям, независимо от их должности, относиться с уважением – этого же принципа советую придерживаться и всем, кто только начинает свою управленческую карьеру. А другой важнейший принцип – постоянно учиться и развиваться.

Газета «Абакан», материал №41 от 16 октября, 2024 года. Подготовила Ольга Карачакова.