На январском окружном совещании Сибирского федерального округа в Горно-Алтайске, где обсуждали стратегию развития системы образования в России до 2040 года, приняла участие директор института непрерывного педагогического образования и колледжа педагогического образования информатики и права Хакасского госуниверситета Марина Хортова.
Так как дефицит учителей как в республике, так и в стране является проблемным вопросом, Марина Викторовна рассказала пресс-службе университета о своём видении ситуации с подготовкой педагогических кадров и варианты решения проблемы. Напомним, в прошлом году выпускниками института и колледжа стали 349 педагогов.
– Как бы вы оценили дефицит педагогических кадров в регионе?
– Как очень высокий. И это не только соответствует общероссийским тенденциям, где дефицит кадров является следствием комплекса социально-экономических причин, и проявляется во всех отраслях экономики. В сфере образования нехватка кадров связана ещё и с увеличением рождаемости в последние годы.
– Где больше дефицит педагогических кадров?
– Нехватка педагогов отличается по уровням образования, регионам и муниципалитетам. В меньшей степени в последние два года требуется воспитателей детских садов, но при этом на уровне дошкольного образования растёт потребность в логопедах и дефектологах.
По-прежнему остро школа нуждается в учителях начальных классов, педагогах-психологах, специалистов по воспитанию. Что касается уровня общего и среднего образования, то учителей-предметников не хватает во всех школах. В ближайшей перспективе этот дефицит станет ещё острее.
Отдельно могу сказать об уровне среднего специального образования. Все мы видим рост востребованности среди родителей и школьников получения образования в колледжах. Этот уровень сейчас серьёзно реформируется, улучшается материально-техническая база, открываются новые актуальные для регионов программы подготовки. И процессы эти тоже требуют привлечения квалифицированных кадров по общепрофессиональным и специальным предметам.
– Кого сегодня готовит ИНПО?
– Институт в полной мере оправдывает своё название. Мы готовим педагогические кадры для системы образования на уровне СПО, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по востребованным специальностям: воспитателей, логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, педагогов-психологов, руководителей учреждений образования, специалистов по воспитательной работе и молодежной политике.
– Дефицит учителей в республике почти не сокращается. Какие вы видите пути решения проблемы?
– В ближайшие годы ситуация на рынке труда не изменится, в долгосрочной перспективе проблема демографического кризиса сохранится. Государство вводит различные инициативы: увеличение оплаты труда, льготы, помощь в приобретении жилья, федеральная программа «Земский учитель» и другие. Они направлены на то, чтобы сделать систему образования более привлекательной.
В таких условиях, к сожалению, многие руководители образовательных организации до сих пор выбирают самый простой вариант решения проблемы – переманивать специалистов из других организаций более привлекательными финансовыми условиями. На мой взгляд, этот вариант лишён перспективы. Необходимо заниматься долгосрочным планированием и готовить кадры для организации с видением на пять лет вперед, активно направлять своих выпускников в педагогические вузы и принимать участие в подготовке специалистов. Механизмы для этого сейчас есть.
– С прошлого года действует новый механизм целевого приёма. Это может помочь?
– Да, как раз целевая подготовка учителей является реальным инструментом для решения проблемы дефицита. Процесс этот новый, в педагогической среде мы много его сейчас обсуждаем, понимаем, что нужно работать всем вместе: вузу, школе, родителям, учащимся.
Надеемся, что работа по созданию педагогических классов в школах тоже будет иметь результатом увеличение абитуриентов на педагогические направления.
– Директору института необходим дар предвидения – ведь вы готовите специалистов, выпуск которых состоится только через 4-6 лет. Какие они – учителя будущего?
– На мой взгляд, начинать надо с того, чтобы определить, какова же цель развития образования на стратегическом уровне и чего ждет государство от системы образования. Обсуждается (на период до 2036), что целью является создание системы образования высокого качества, обеспечивающей обучение всех и развитие каждого, гуманитарное и технологическое лидерство страны, подготовку высококвалифицированных кадров для отраслей экономики.
Исходя из этого, учитель будущего должен владеть цифровой грамотностью, умением учиться, эмоциональным интеллектом, навыками организатора и проектным мышлением.
Учитель будущего также должен уделять внимание индивидуальным потребностям и способностям каждого, стимулировать ученика к активному развитию его социальных навыков, разрабатывать новые методы обучения и воспитания.
– Какими личностными качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный учитель?
– Очень быстро меняет функция учителя, недостаточно знать и транслировать свой предмет. Учитель становится больше наставником, помощником детей. Поэтому он должен ориентироваться в огромном информационном поле, уметь работать в команде, постоянно учиться и активно транслировать свой опыт, обладать высоким уровнем гражданской ответственности, любовью к детям, подлинной интеллигентностью.
– Выпускникам школ стоит идти в профессию?
– Профессия учителя – вечная и интересная! Именно учитель создаёт будущее!
Справка
В прошлом году педагогический колледж подготовил и выпустил 126 учителей, успешно освоивших программы «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах». 173 выпускника института освоили программы бакалавриата (например, «Педагогическое образование, профили: «Дошкольное образование», «Начальное образование» и др.), и ещё 50 человек магистратуры (например, программы «Проектирование и оценка образовательных программ и процессов», «Педагогическая психология», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» и др.).