Новости

01 окт 2024 - 16:00

Наталья Лапенкова: «Нет ничего невозможного, надо только начать делать!»

Сегодня колледжу педагогического образования информатики и права ХГУ исполнилось 95 лет. По-разному он назывался в эти годы, был и техникумом, и педагогическим училищем. Счёт подготовленных за это время специалистов идёт на десятки тысяч. Очень много можно говорить о его выпускниках, прославивших это учебное заведение своим трудом, успехами, достижениями. Один из них – заместитель заведующего по воспитательной и методической работе абаканского детского сада «Золотая рыбка» Наталья Лапенкова.

Она – Почётный работник общего образования Российской Федерации и Заслуженный работник сферы образования Республики Хакасия.

Казалось бы совсем недавно Наталья Викторовна с большим волнением переступила впервые порог педагогического училища, а пролетело уже 34 года со дня его окончания. В сфере образования Хакасии она трудится 34 года, из них – 27 лет в абаканском детском саду «Золотая рыбка».

В год юбилея КПОИиП его успешная выпускница ответила на вопросы пресс-службы вуза.

Как вы учились в школе? Почему решили поступить в педагогическое училище?

– Школа мне давалась легко, занимаясь по минимуму, была ударницей. И если у родителей было больше времени следить за моими стараниями, думаю, что училась бы гораздо лучше! Я окончила Таштыпскую среднюю школу №1 и до сих пор горжусь этим. Великолепная школа с сильнейшим педагогическим коллективом закладывали в учеников мощный фундамент жизни. В школе мы научились дружить. У меня более 40 одноклассников, нас два класса А и Б, мы до сих пор общаемся и помогаем друг другу. Только с годами осознаёшь, как важно в подростковый период организовать вокруг детей правильную среду – сбор металлолома, макулатуры, берёзовых почек, а ещё фото- и драмкружок, школьный хор, зарницы, отработка на пришкольном участке, сельхозработы, летний трудовой лагерь и много других интересных дел. А какие педагоги! Они не только учили нас предметам, но и воспитывали, готовили к жизненным трудностям. С благодарностью вспоминаю всех и каждого по отдельности.

Поступать в педагогическое училище мы поехали с одноклассницами «за компанию»! Нас было восемь смелых девочек, пять из которых рискнули и остались учиться. Хотя ещё в дошкольном детстве у меня была мечта стать воспитателем, но только, чтобы есть сухофрукты из компота, пока дети будут спать, и иметь такое богатство как косточки от сливы и абрикоса, которые можно потом разбить камнем или кирпичом! Для нас в садике компот с сухофруктами был лакомством, а современные дети его редко пьют. В подростковом возрасте я мечтала стать инженером на большом заводе, ходить в белом халате на каблуках и собирать сложные механизмы.

– Учиться было интересно, трудно? Родители помогали?

– Учиться в училище было интересно. Аудитории не такие как в школе, другие требования, новые преподаватели и подруги. Первые месяцы очень скучали по дому, а потом привыкли, обзавелись своими неотложными делами. За учёбу без троек я получала повышенную стипендию (почему-то в памяти 42 рубля), родители на месяц давали 30 рублей, и мама с папой в тайне друг от друга тихонько добавляли каждый раз ещё на сок и конфеты.

У вас были сильные педагоги, кого помните, с кем-то общаетесь?

Как выясняется, мне с педагогами везло на протяжении всей жизни. В училище были уникальные преподаватели, которые чётко знали свой предмет и с любовью передавали нам знания: Надежда Андреева, Любовь Веденяпина, Владимир Колесников, Нина Паляева – человек легенда! Мы знали всё про математическое развитие детей, считалки и игры помню до сих пор. Марина Васильева – педагог по призванию, до глубины души! Мы впитывали от неё не только азы педагогики, но и отношение к людям, манеру общения, умение владеть голосом. До сих пор она является для меня эталоном педагога, встречаясь по работе на семинарах, конференциях, ловлю себя на мысли, что с интересом и очень внимательно её слушаю.

С тем багажом знаний по методикам и педагогике, который нам заложили преподаватели училища, мне легко было работать с дошколятами. Кстати наш выпуск был последним, кто поехал работать по распределению, хотя в этом была особая романтика. Сначала в комиссию по распределению заходили выпускники с хорошими дипломами, у них был выбор детских садов с вакантными местами в городах республики, а тем, кто заходил позже, доставались места в отдалённых селах. Так я оказалась в Саяногорске в новом детском саду, где и начала свою профессиональную деятельность. Молодые, энергичные, мы участвовали во всех мероприятиях, пели в хоре, придумывали сценки для руководства Саянского алюминиевого завода. Создали свою команду из работников детского сада и приняли участие в городской игре КВН, за победу были награждены поездкой в Ленинград. Может там бы продолжила свою трудовую деятельность, но вышла замуж и переехала в Абакан.

Как вы поняли, что педагогика – ваше призвание?

– Про педагогику и призвание никогда не задумывалась. С детства родители приучали выполнять любое дело с ответственностью. Поэтому, окончив училище, пошла работать. «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», – любил поговаривать отец. Родители нас воспитывали в духе времени, а мы делали всё так, чтобы их не расстраивать и не позорить.

После педучилища вы где-то продолжили обучение?

– Высшее образование получала в нашем любимом Хакасском государственном университете, чтобы сократить срок обучения, два года сдала экстерном. В 2008 году получила диплом профессиональной переподготовки по программе «Менеджмент в образовании».

Вы прошли путь от воспитателя до заместителя заведующего. Как вы росли, на кого равняетесь?

– Работала воспитателем и не задумывалась о смене должности. Однажды заведующая Раиса Михайловна Егорова вызвала к себе в кабинет. Я пока дождалась назначенного часа, вспомнила все грехи, за которые могло влететь. Но она сказала просто, что её заместитель уволился, и на своё место рекомендовал меня. От неожиданности, я даже не сообразила как красиво отказаться! Вечером на семейном совете муж и сын меня поддержали, сказали, что вернуться воспитателем всегда можно. Так я и начала свою деятельность в новой должности. Было трудно – одна книга по управлению, информации мало, не было компьютеров. Приходилось много разрабатывать самой, учиться у старших товарищей.

Чему главному научили вас в педучилище?

– Нас научили учиться. Учиться на протяжении всей жизни. Учиться самостоятельно и надеяться только на свои силы. «Спасайся, кто, как может!» – говорила перед экзаменами наша классная дама Надежда Васильевна.

– У вас преподавательский стаж 34 года. Какими качествами нужно обладать современному воспитателю?

– Человек, который выбирает эту профессию, должен быть готов к ответственности, справедливости, открытости, доброте, пониманию, обладать педагогическим тактом. Не хотела бы я сейчас быть молодым воспитателем. Когда в 1990 году я вышла работать, то на меня, 20-летнюю девушку, родители моих воспитанников смотрели с уважением, я была специалистом! Сейчас такого нет, девчатам приходиться своим трудом зарабатывать уважение родителей. Многие уходят из-за этого, говоря, что с детьми работать хорошо и интересно, но вот с родителями невозможно найти общий язык – они знают только свои права, забывая про обязанности.

Когда последний раз сами учились?

– Педагоги обучаются постоянно. Помимо обязательного обучения (оказания первой помощи, антитеррористической защищенности, охраны труда, пожарной безопасности, гражданской обороны и т.п.) есть обучение для души. В январе этого года прошла курсовую подготовку Москве в Благотворительном фонде Менделеева по программе «Эффективные технологии современного образования». По роду своей деятельности очень часто являюсь экспертом различных мероприятий, в том числе Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» в РХ (2017, 2018, 2020, 2021, 2022 гг.), по комплексной диагностике уровня развития дошкольников (с 2018 по 2024 гг.). Чтобы стать экспертом нужно пройти обучение и сдать тест, только после этого выдают специальное свидетельство. Так что учиться приходится постоянно (по 2-3 раза в год).

– Интерес к профессиональному росту вам заложили ещё в училище?

– Со студенческой скамьи для себя сделала вывод, что лучше быть классным воспитателем, чем кое-каким банкиром!

– Судя по тому, что сейчас вы заместитель заведующего, вы были бойкой студенткой? Помните любимое занятие в студенческие годы, любимое место вашей «тусовки»?

– Бойкая – это не про меня, были среди нас и бойчее! Вообще я не люблю спорить, ругаться, доказывать. Предпочитаю присматриваться со стороны, слушать людей, анализировать поступки, даю людям возможность высказаться. В свободное от учёбы время проводили с подругами, любили ездить друг к другу в гости в деревни и ходить на дискотеки.

– Говорят, что студенчество даёт не только знания, но и друзей на всю жизнь. Это так?

– Конечно! С девчонками из 4Ж мы общаемся до сих пор, 4 года совместной учёбы сказываются! В прошлом году встречались почти все, вспоминали смешные случаи, преподавателей. Мне кажется, что в нашей группе только хорошие девочки учились. И пусть жизнь нас раскидала по разным уголкам страны, мы всё равно помним друг друга, с удовольствием встречаемся, общаемся!

– Поддерживаете ли отношения с ХГУ? Работают ли у вас в коллективе выпускники КПОИиП?

– Конечно, поддерживаем. Детский сад является базой практики студентов КПОИиП. Ежегодно принимаем участие во всех мероприятиях, презентуем методические наработки на пленарных заседаниях в рамках Дней науки «Катановские чтения». 80% педагогов от всего педагогического состава детского сада – выпускники колледжа и института ХГУ.

– У вас в детском саду дефицит педагогов-воспитателей? Как решаете эту проблему?

– В нашем детском саду нет особого дефицита кадров – стабильный коллектив, есть основной костяк, но стажисты уходят на пенсию, а молодые – в декрет. У нас есть хорошая возможность присмотреться к студентам на практике и оставить их у себя работать. Вообще в городе есть проблема с педагогическими кадрами, и решать её надо на всех уровнях: повышение зарплаты и статуса педагогов, создание комфортной среды в учреждении для работы.

Есть ли у вас какой-то педагогический девиз, правило?

– «Нет ничего невозможного, надо только начать делать!», – часто наставляла мама. И я, утирая слёзы, начинала в это верить. Теперь понимаю, что она была права.

Расскажите немного о своих достижениях?

– Как организатор системы методической работы детского сада, приоритетным направлением считаю повышение качества образовательного процесса. Под моим руководством педагогические работники принимают активное участие во всероссийских, региональных, городских методических конкурсах и конференциях.

Так, один педагог стал победителем Всероссийского конкурса Профессионального мастерства «Педагог-психолог России-2016»; трое – победителями Региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) в Хакасии по компетенции «Дошкольное воспитание» (2017, 2021, 2022 гг.); один из педагогов – победитель в номинации республиканского конкурса «Педагог дошкольной образовательной организации» (2019, 2021, 2022 гг.); пятеро – абсолютные победители муниципального конкурса профмастерства «Педагог ДОУ» (2017, 2018, 2019, 2022, 2023 гг.); двое – победители Международного конкурса Л.С. Выготского, пять педагогов – победители конкурсного отбора на соискание премии Правительства Республики Хакасия. Этот список можно продолжить.

2024 год в России объявлен Годом семьи. Расскажите о своей семье. Есть ли у вас ещё педагоги? Кто-то ещё учился в педагогическом училище?

– Семья моя небольшая: супруг, сын и я, но очень много родственников со всех сторон (сёстры, братья, племянники, племянницы), а сейчас ещё и внуки! Со дня знакомства мы с мужем уже 35 лет. Он – моя вторая и лучшая половина, моя совесть. У мужей педагогов особая учесть – терпеть жён, которые 24/7 живут работой: по вечерам пишут конспекты, доклады, статьи, с утра повторяют сценарии утренников, тексты докладов, уносят из дома всё красивое на работу, по выходным мастерят пособия и шьют костюмы. Я своему мужу благодарна за поддержку, терпение и понимание!

– Что пожелаете колледжу, университету и нынешним студентам в юбилейный год?

– От всей души желаю целеустремлённых студентов и долгих лет достойной деятельности. Пусть каждый студент не только учится чему-то новому, но и растёт духовно, наполняет свои мысли светлыми надеждами, находит верных друзей, спутников жизни! Друзья, ставьте перед собой цели, стремитесь к ним, поддерживайте друг друга и всё непременно получится!