С начала 2024 года на территории Республики Хакасия уже зарегистрировано 267 преступлений, совершённых с использованием информационно-коммуникационных технологий. Общий ущерб, причинённый гражданам, составил более 67 миллионов рублей.
Активизировались мошенники, которые стали использовать новую схему по хищению денег с банковского счёта преподавателей и сотрудников вузов. Сначала в одном из мессенджеров, поступает сообщение, якобы, от одного из руководителей университета с просьбой ответить на телефонный звонок , например, оперативного работника, далее следователя, после этого – на представителя Центрального банка России и т. д. Каждый из оппонентов по телефону постарается убедить, что в отношении вас осуществляются противоправные действия, во избежание которых вам необходимо перевести деньги на «безопасный» банковский счёт. Через некоторое время звонит сообщник преступника и, представляясь представителем спецслужб, вымогает деньги. При этом звучит требование «оставить всё в тайне».
Что должно насторожить в подобном телефонном разговоре: с вами связывается в мессенджере руководитель вуза или представитель министерства или ведомства, с которыми вы обычно не общаетесь; в разговоре озвучиваются крупные денежные суммы, которые требуют перевести на банковские счета третьих лиц; просьба держать всё в тайне. Особое внимание следует обратить на то, что преступники могут пользоваться технологиями искусственного интеллекта для подмены голоса, а также используют чужие фотографии в мессенджерах.
Центральный Банк Российской Федерации также напоминает о рисках мошенничества в сфере финансов.
Защитите себя и своих близких. Соблюдайте несколько простых, но важных правил:
Если вам звонит неизвестный и говорит про деньги – сразу же кладите трубку и лично перепроверяйте информацию. Мошенники изобретают всё новые схемы, но всё же у них есть общие черты. Мошенники могут позвонить по телефону, написать в мессенджере или в любой группе, посвящённой покупке и продаже вещей. Полностью избежать общения с ними невозможно, но можно заметить особенности поведения, которые должны насторожить.
Если ваш собеседник требует немедленного ответа, не даёт сосредоточиться, запрещает кому-то сообщать о разговоре или переписке – это точно мошенник. Злоумышленник обязательно будет требовать данные, которые не требуются, чтобы оплатить покупку товара или услуги. И самое главное – настоящие сотрудники банков никогда не уточняют данные клиентов по телефону.
Фото МВД Республики Хакасия