Новости

08 фев 2024 - 15:00

Студенты о своём наставнике Сергее Бортникове: «Справедливость, отзывчивость, доброта и чувство юмора – главные его качества»

В 1997 году Сергей Валериевич Бортников окончил ХГУ им. Н.Ф. Катанова, получив специальность «Учитель биологии и химии». И сразу начинает работать в главном вузе Республики Хакасия. Спустя пять лет защищает кандидатскую диссертацию в РГПУ им. А.И. Герцена и становится кандидатом химических наук.

Сегодня Сергей Бортников – заведующий кафедрой химии и геоэкологии института естественных наук и математики Хакасского госуниверситета, наставник студентов, занимающихся наукой. Мы побеседовали с успешным исследователем и узнали, чем молодых учёных цепляет наука, какие региональные проблемы они решают прямо сейчас, а также как стать студентом-миллионером.

– Сергей Валериевич, когда у вас появился интерес к науке и кто стал вашим наставником?

– Первую свою научную работу в виде курсового исследования я выполнял по систематике растений под руководством доцента кафедры ботаники АГПИ, кандидата биологических наук Тамары Александровны Максимовой. До сих пор помню, как летом во время полевой практики мы вместе с ней в буквальном смысле на коленях перемещаясь от береговой линии озера Ханкуль вверх по склону какой-то возвышенности, считая и описывая все произрастающие растения, выявляли закономерности о том, как изменяется степная растительность на данной территории.

Потом была курсовая и дипломная работа уже по химии под руководством моего второго наставника – доцента кафедры химии, кандидата химических наук Елены Савельевны Мухиной. Погрузившись в сложную, но очень интересную область биологической химии я до пятого курса занимался выращиванием плесневых грибов на разных питательных средах, извлечением из них ферментов и изучением их свойств и практического применения и презентовал нашу работу на разных конкурсах. Моя выпускная работа так и называлась: «Получение и изучение свойств грибных амилаз».

С гораздо более серьёзной наукой встретился уже в аспирантуре на кафедре органической химии РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) под руководством Валентины Михайловны Берестовицкой и Ирины Евгеньевны Ефремовой. Они меня научили и органическому синтезу и многим другим профессиональным и просто жизненным навыкам. Всем своим наставникам я очень благодарен.

– Вы – состоявшийся учёный, скажите, зачем молодым людям идти в науку? Чем она цепляет и что даёт?

– Полагаю, главное, что даёт занятие наукой – это возможность человеку получать знания из первоисточников и самому их находить. К тому же, учёные обладают большой свободой в выборе объектов своих исследований и, поэтому, могут заниматься делом, которое приносит им настоящее удовлетворение, они имеют различные варианты карьерного роста и получают возможность сделать свой вклад в развитие человечества.

– Евгений Ворожцов и Чаян Хертек – ваши студенты, победители всероссийского студенческого конкурса «Твой Ход», грантовые миллионеры и к тому же парни – перспективные молодые учёные, которые так себя зарекомендовали. Сергей Валериевич, в чём секрет успеха?

– Желание работать и взаимная заинтересованность в результатах. И Евгений и Чаян сами по себе молодцы во всех отношениях. Они понимают, что знания – это весьма ценный ресурс в жизненном багаже, активно занимаются самообразованием и способны уже сегодня не только применить свои компетенции, но и монетизировать их. Если я им чем-то в этом плане помог, то горжусь и своей работой и, конечно, самими студентами.

– В ноябре прошлого года состоялся V Межрегиональный молодёжный инновационный форум. И снова среди победителей и лауреатов ваши студенты. Расскажите подробнее об их проектах.

– Евгений Ворожцов выступил с проектом «Технология подавления угольной пыли методом гидрообеспыливания с применением химического состава» и занял первое место. Это одна из научных тем, по которым кафедра химии и геоэкологии уже не первый год работает. Молодой человек является членом научного коллектива по данному направлению, в том числе, в рамках реализации проекта по Программе деятельности НОЦ мирового уровня «Енисейская Сибирь». Цель проекта – совершенствование процесса подавления угольной пыли с помощью метода гидрообеспыливания путём создания специальных химических составов смачивателей на основе относительно простых, недорогих и биоразлагаемых компонентов.

Дипломом за второе место награжден Илья Андреев за проект «Разработка технологии получения сорбционного материала на основе гипса Хамхазского месторождения (Республика Хакасия)». Цель его работы – проектирование и создание материала с использованием гипса с подтвержденной сорбционной активностью по отношению к веществам различной химической природы.

– Ваш самый важный совет студентам и молодым учёным?

– Учиться, пока есть такая возможность и желание.

– Какие у вас научные планы на будущее?

Продолжить развитие научных направлений. Достойно завершить все имеющиеся проекты и, возможно, начать новые.

– Чем вы занимаетесь в свободное время?

– Прожив три года в Санкт-Петербурге, понял, что очень люблю посещение музеев и театров, особенно музыкальных. В Хакасии такой досуг, конечно, гораздо скромнее, но от возможности посетить любое культурное мероприятие, если есть время, никогда не откажусь.

– Если бы представилась возможность задать любому учёному любой эпохи один вопрос, кто был бы этот учёный и что за вопрос?

– Ничего бы не задал, а вот поблагодарил бы за труд любого учёного, благодаря которому мы с комфортом живём на нашей планете,

О своём наставнике, коллеге в научном сообществе рассказали трое студентов-пятикурсников  института естественных наук и математики.

– Свой путь как исследователь я начал, поступив в ХГУ. Хорошо помню тот момент, когда в конце сентября Галина Алексеевна Горенкова, наш преподаватель по общей и неорганической химии, привела меня знакомиться с Сергеем Валериевичем Бортниковым. Я тогда заявил о своём большом желании начать научную работу, на что он ответил: «Будем работать, приходи после занятий, познакомлю с нашей командой». Таким был мой старт в науку. Старшим товарищем для меня тогда стал магистрант Виктор Голубков.

За это время я и мой наставник проделали много работы: выступали на конференциях, писали статьи в научные журналы разных уровней, запатентовали технологию, выиграли огромное количество стипендий и премий. И это при условии, что Сергей Валериевич также был и остается наставником и научным руководителем для многих ребят. Благодаря ему мы выросли профессионально, получили массу исследовательского и проектного опыта, который наверняка пригодится  в будущем. Не часто встречаешь человека, который старается тебя понять, поддержать, помочь с реализацией идей и подсказать возможные варианты исхода событий, посоветовать. Это учит мыслить наперёд не только в науке, но и в жизни.

Я искренне благодарен  научному руководителю за вклад в наше будущее. Уверен, после окончания обучения мы не потеряем связь, а продолжим общение и сотрудничество!, – поделился Евгений Ворожцов.

Знакомство с Сергеем Валериевичем у Ильи Андреева произошло на защите курсовой. После выступления наставник предложил вести совместные химические исследования, которые направлены на устранение загрязнения вследствие хозяйственной деятельности человека. Результат не заставил себя ждать – вскоре были разработаны материалы, которые принесли исследователям много призовых мест, а также запросов от представителей промышленного производства.

– Сергей Валериевич стал моим наставников со второго курса. За это время мы неоднократно побеждали во многих конкурсах разного масштаба. Так как я занимаюсь больше социальными проектами, направленными на развитие культуры, в одном из конкурсов меня спросили: «Почему твой наставник Сергей Валериевич? Он же химик!». Ответ был прост: «Он просто разносторонняя личность!». Действительно, Сергей Валериевич всегда может найти нужные слова для каждого студента. Человек, который на одной волне со своими обучающимися. Он сочетает в себе все те качества, которые хочется видеть у преподавателя: справедливость, отзывчивость, доброту и чувство юмора, – рассказал Чаян Хертек.

                                                                                                                                                                                                                       Подготовил Алексей Калашников