Абаканский учительский институт, прародитель Хакасского госуниверситета, был создан накануне войны в 1939 году. Великая Отечественная война началась, когда в вузе завершался второй учебный год.
– По решению исполкома Хакасского областного совета депутатов трудящихся от 11 июля 1941 года здание учительского института было отдано под госпиталь «первой очереди» на 160 мест, поэтому студенты занимались в здании областного Дома культуры в крайне стесненных условиях. В годы войны претерпела изменения и повседневная жизнь студентов. Она состояла теперь не только из учёбы, но и других, в том числе трудовых обязанностей. В первый же день мобилизации 71 учащийся Абаканского учительского института подал заявление о добровольном зачислении в ряды РККА и в народное ополчение. Ушли на фронт выпускники института С.Ф. Аёшин, Н.К. Лаврентьев, К. Колтораков, заведующий кафедрой педагогики А.Н. Устинов и другие. С мобилизацией части преподавателей в Красную армию увеличилась учебная нагрузка на оставшийся коллектив, некоторые дисциплины не преподавались, либо читались на слабом методическом уровне, – отмечает доктор исторических наук, профессор ХГУ Надежда Артамонова.
Надежда Яковлевна продолжает:
– Институту пришлось перестроить свою учебную работу в соответствии с требованиями военного времени, то есть пересмотреть учебные планы, внести коррективы в жизнедеятельность преподавателей и студентов. С 1 июля 1941 года и в последующий военный период студенты учительского института работали на строительстве Уйбатского оросительного канала. Некоторые из них перевыполняли нормы в три раза.
Несмотря на трудные военные годы, основным занятием студентов по-прежнему оставалась учёба. Руководство института стремилось создать благоприятные условия для подготовки к экзаменам. Во время сессии и госэкзаменов кабинеты института работали с 09:00 до 23:00.
Осенью 1941 года педагогические кадры Абаканского учительского института пополнились за счёт эвакуированных преподавателей московских вузов, в том числе МГУ, что оказало положительное влияние на постановку учебной и научной работы, дало возможность продуктивного обмена научными и методическими идеями. Молодым учёным был представлен пример сбора и изучения местного материала: доктор исторических наук, профессор С.А. Токарев стал изучать историю хакасов по документам государственного архива Хакасской автономной области, а кандидат филологических наук, доцент Л.С. Шептаев занялся сбором хакасского фольклора.
– Учреждения среднего профессионального образования, ныне входящие в ХГУ, вносили свой вклад. Очень нужный фронту средний медицинский персонал ускоренными темпами готовили в фельдшерско-акушерской школе, более 300 её выпускников сражалось в дальнейшем на фронтах ВОВ. Сельскохозяйственный техникум (ныне колледж) ХГУ готовил востребованных в годы войны механизаторов, агрономов, зоотехников, ветеринаров, – отмечает преподаватель ХГУ, доктор исторических наук Валентина Тугужекова.
В воспоминаниях о работе в период Великой Отечественной войны преподаватель отделения математики и физики В.В. Смирнов писал:
– Условия жизни и работы, как студентов, так и преподавателей, в те военные годы были нелёгкими. Жили впроголодь. Помимо учебных занятий выполнялись и многие другие, главным образом, физические работы, диктовавшиеся условиями военного времени. Это и различные виды сельхозработ, и разгрузка бревен в гавани, и разгрузка вагонов с углем и другое. Следует отметить высокую степень сознательности не только преподавательского состава, но и студентов, безоговорочно и даже с энтузиазмом выполнявших все необходимые работы, совмещая их с учёбой. Никаких проблем, связанных с прогулами учебных занятий студентами, тогда совсем не возникало.
Несмотря на тяготы военного времени, Абаканский учительский институт продолжал развитие как образовательный, культурный и научный центр Хакасии. В 1943 году в его структуре было открыто отделение хакасского языка и литературы для подготовки учителей национальных школ. С этого момента хакасский язык и литература становятся предметами учебных курсов, для ведения которых создаётся кафедра хакасского языка.
Война ещё не закончилась, но уже прогнозировались кадровые потребности послевоенного периода, в том числе в социально-культурной сфере. В плане школьного образования ожидались, с одной стороны, значительный рост контингента учащихся старших классов, а с другой – снижение удельного веса учителей с высшим образованием, связанное в основном с реэвакуацией. Хакасии нужны были свои педагоги. 10 февраля 1944 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об организации Абаканского государственного педагогического института с тремя факультетами: русского языка и литературы, исторического, физико-математического.
Создание педагогического института происходило на практическом фундаменте учительского института. Осенью 1944 года к занятиям приступило 87 студентов педагогического института, 81 студент первого и 143 обучающегося второго курсов учительского института, в это же время в профессорско-преподавательском составе числилось 26 человек, из них шесть – с учёными степенями. Преодолев трудности войны, успешно решал проблему подготовки педагогических кадров для Хакасии.