В Хакасском госуниверситете подвели итоги двухдневного межрегионального молодёжного форума креативного мышления и изобретательства «Грани будущего – 2024». Деловая программа в Хакасии и Тыве прошла в рамках второго всероссийского фестиваля ВОИР «Наука и изобретения для жизни». Ключевым событием насыщенной программы стал «День юного техника и изобретателя».
На площадке инженерно-технологического института республиканский «Кванториум» развернул «Школу изобретательства» с лекциями, мастер-классами, научно-техническими и проектными мастерскими. Здесь же специалисты регионального центра по работе с одарёнными детьми «Альтаир. Хакасия» провели отбор участников всероссийской образовательной инициативы по поиску и реализации научно-технологических проектов «Сириус. Лето: Начни свой проект» (5 сезон). А Школа креативных индустрий организовала работу трёх интерактивных студий: «Дизайн», «Фото- и видеопроизводство», «Анимация».
Вместе учебные учреждения организовали для школьников онлайн-викторину «IT – грани прошлого и будущего» и провели открытый диалог «Курс на успех!», где участники и наставники обменялись опытом, познакомились с авторами успешных проектов ИТИ, «Альтаир. Хакасия», «Кванториума» и других образовательных организаций. А ещё для педагогов прошёл круглый стол «Методика проектной деятельности: от идеи до продукта».
Также одним из масштабных событий в «День юного техника и изобретателя» стала презентация идей школьников и студентов республики на конкурсе проектно-исследовательских работ «ТЕХНОпроспект_юниор». Разработки были представлены в четырёх номинациях: «Вместе!», «Исследуй!», «Изобретай!» и «IT-будущее!». Проектные решения молодёжи посвящены туризму, агрономии, архитектуре, промышленности, информационным технологиям и другим направлениям.
– Наш проект представляет собой VR-тур по Уральскому заводу гражданской авиации, направленный на погружение пользователей в атмосферу авиационного производства. Посетители виртуального тура знакомятся с работниками завода, которые проводят экскурсию по ангару, а также участвуют в интерактивных мини-играх, например, в сортировке запчастей. По мере прохождения испытаний пользователи зарабатывают очки, которые влияют на итоговый результат, создавая соревновательный и увлекательный элемент, – рассказал о совместном разработанном продукте ученик Центра цифрового образования «IT-куб» Артём Ярош.
Он уточнил, что на одном из технологических хакатонов представители работодателя Уральского завода гражданской авиации обратились с предложением к команде разработать такую виртуальную игру для школьников и студентов. Профориентационная часть работы предприятия – заинтересованность в научных и инженерных кадрах.
– Инженерно-технологический институт продолжительное время успешно сотрудничает с индустриальными партнёрами региона. Есть такой пример, когда сам институт является заказчиком проекта для наших студентов. Мы говорим студентам о наших потребностях и предлагаем разработать макет. Всегда уточняем пожелания и видение как вуза, так и студенческого сообщества. Проходит время и первокурсница ИТИ представляет своё решение. На презентации жюри спрашивает её о согласованности такого инженерного решения с администрацией вуза, пожарными и другими службами. Сейчас я обращаюсь с тем посылом, что любой проект должен быть ради чего-то. Для начала мы зарабатываем баллы и места на научно-практических конференциях, затем в институтах нарабатываем компетенции, показываем себя в конкурсах, добавляем к этому практику, развиваемся, а затем выходим на монетизацию и открываем своё дело. Это очень правильный подход, – отметила Председатель региональной организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов в Республике Хакасия (ВОИР), директор инженерно-технологического института, кандидат технических наук Наталия Эклер.
В завершение дня состоялось торжественное награждение участников, призёров и победителей конкурса проектно-исследовательских работ. Важные наставления для ребят дал директор Экспертного ресурсного центра ИТИ Степан Курячий. Степан Борисович добавил, что все проекты молодых людей уникальны и достойны первых мест, но есть определённые критерии оценивания, которые помогут точнее определить лауреатов. Также преподаватель отметил, что изобретения ребят могут быть доработаны и обязательно получат подробный экспертный анализ. Важно говорить о своих задумках с наставником и научным руководителем. Тогда идея обязательно будет блистательной.
Больше фотографий с заключительного дня и награждения победителей можно найти по ссылке.