Новости

12 сен 2025 - 16:00

86 лет назад был открыт Абаканский учительский институт

Согласно историческим источникам, Абаканский государственный учительский институт (АГУИ) был  торжественно открыт и начал свою работу 14 сентября 1939 года. Именно он дал старт подготовке специалистов с высшим образованием в Хакасии. Это было первое высшее учебное заведение, которое готовило учителей для средних школ региона. Абаканский учительский институт стал историческим предшественником современного Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.

Нехватка педагогических  кадров, особенно со знанием хакасского языка, в 1920-30 годах была чрезвычайной, и вынуждала местные власти искать различные формы подготовки учителей. В целом она сводилась к краткосрочным курсам. Такое положение дел не устраивало руководство тогда ещё Хакасского округа. Было принято решение об организации педагогического техникума на территории Хакасии. Который и был открыт 10 октября 1929 года (95 лет назад).

В 30-е годы ощущалась нехватка квалифицированных учительских кадров, что препятствовало решению важной государственной задачи – переходу к всеобщему семилетнему образованию. В 1937 году из 1128 учителей 589 (более 50%) не имели даже среднего педагогического образования! А 126 имели образование только 5-6 классов. Без  подготовки учительских кадров на месте невозможно было осуществить семилетний всеобуч. Выход виделся в открытии высшего педагогического учебного заведения.

Первым директором учительского института стал Венедикт Григорьевич Дубов, до этого возглавлявший Хакасское педагогическое училище.

Первый набор, всего 121 студент института, распределился следующим образом: 66 студентов обучались на отделении (факультете) русского языка и литературы, 25 – истории, 29 – математики и физики. Были организованы первые кафедры: марксизма-ленинизма, истории, языка и литературы, физики и математики, педагогики. В 1940 году открылось отделение заочного обучения.

Когда завершался второй учебный год института, началась Великая Отечественная война. В первый же день мобилизации 71 учащийся комсомолец и представитель несоюзной молодёжи Абаканского учительского института подал заявление о добровольном зачислении в ряды РККА и в народное ополчение. Ушли на фронт выпускники института С. Ф. Аешин, Н. К. Лаврентьев, К. Колтораков, заведующий кафедрой педагогики А. Н. Устинов и другие. С мобилизацией части преподавателей в Красную армию увеличилась учебная нагрузка на оставшийся коллектив.

Осенью 1941 года педагогические кадры Абаканского учительского института пополнились за счёт эвакуированных преподавателей московских вузов, в том числе МГУ, что оказало положительное влияние на постановку учебной и научной работы, дало возможность продуктивного обмена научными и методическими идеями. Молодым учёным был представлен пример сбора и изучения местного материала:  известный этнограф, доктор исторических наук, профессор Сергей Александрович Токарев стал изучать историю хакасов по документам государственного архива Хакасской автономной области; кандидат филологических наук, доцент Л. С. Шептаев занялся сбором хакасского фольклора.

Несмотря на тяготы военного времени, АГУИ продолжал развитие как образовательный, культурный и научный центр Хакасии – в 1943 году в его структуре было открыто отделение хакасского языка и литературы для подготовки учителей национальных школ. С этого момента хакасский язык и литература становятся предметами учебных курсов, для ведения которых создаётся кафедра хакасского языка. 

Война ещё не закончилась, но уже прогнозировались кадровые потребности послевоенного периода, в том числе в социально-культурной сфере. В плане школьного образования ожидались, с одной стороны, значительный рост контингента учащихся старших классов, а с другой – снижение удельного веса учителей с высшим образованием, связанное в основном с реэвакуацией. Хакасии нужны были свои педагоги.

10 февраля 1944 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об организации Абаканского государственного педагогического института с факультетами: русского языка и литературы, исторического, физико-математического.

Создание педагогического института происходило на практическом фундаменте учительского института. Однако официальное закрытие последнего состоялось только в 1954 году – когда, по-видимому, подготовка учителей для семилетней школы утратила актуальность. До этого же времени при едином финансовом обеспечении, административном руководстве, профессорско-преподавательском составе и учебно-материальной базе у того и другого института были разные коллективы учащихся – их обучение отличалось по срокам, учебным планам и программам.

Таким образом, точкой отсчёта открытия учебных заведений, готовящих специалистов с высшим образованием, следует считать 14 сентября 1939 года. И университетскому сообществу можно говорить сегодня – это наша с тобой биография.

По материалам  учёных-историков ХГУ.  Ултургашев С. П. «Был всегда нацелен на будущее: К 50-летию Абаканского государственного педагогического института им. Н.Ф. Катанова». – Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1996. С.19 2. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф.Р-39. Оп.1. Д.343. Л.71 3. ГКУ РХ «Национальный архив»