Новости

16 июн 2025 - 08:30

Абаканский железнодорожный узел в годы войны внёс свой вклад в Великую Победу

В нашей стране торжественно отметили 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В историографии военной тематики ещё остаются «белые пятна». Выпускница аспирантуры Хакасского госуниверситета Елена Бесчастных занялась исследованием мобилизационной работы Абаканского железнодорожного узла в годы войны.

Научный руководитель соискателя, доктор исторических наук, профессор кафедры истории ХГУ им. Н.Ф. Катанова Надежда Артамонова отмечает, что сегодня исследование и освещение вклада жителей Хакасии в Победу в Великой Отечественной войне, сохранение памяти о защитниках Отечества, воспитание патриотизма выступает одним из главных условий укрепления духовных основ российского общества. Учёные, выпускники Хакасского госуниверситета продолжают исследовать историю Великой Отечественной войны и вклада Хакасии в Победу.

Огромную роль в достижении Победы над врагом сыграл железнодорожный транспорт Советского государства, который в экстремальных условиях войны обеспечил решение многих стратегически важных задач и стал одним из важнейших факторов обеспечения победы СССР над фашистской Германией.

Абаканский железнодорожный узел (АЖУ) в годы Великой Отечественной войны входил в состав Красноярской железной дороги (КЖД). Станция Абакан замыкала ветку Ачинск-Абакан.

Оккупация немецкими войсками значительных территорий европейской части СССР вызвала необходимость создания производственной базы и транспортной сети за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке. В связи с этим в годы войны продолжалась работа по расширению и развитию КЖД. Так, в 1941-1942 годах был решен ряд вопросов проектирования, и начаты работы по строительству железнодорожной ветки Сталинск (Новокузнецк) – Абакан. Рабочие Метростроя выполнили один из самых сложных участков строительства – тоннельно-скальные работы, а Сибстройпути – проложили земляное полотно протяженностью более 100 км.

С началом войны КЖД в сжатые сроки перестроила свою работу, была введена персональная ответственность начальников станций за качество и техническое оснащение вагонов под воинские перевозки. Были использованы специальные методы для увеличения пропускной способности железных дорог и обеспечения быстрой переброски техники, боеприпасов, грузов. На всех участках дороги была введена строгая трудовая дисциплина и жесткая экономия всех видов ресурсов. КЖД превратилась в стратегически важную магистраль, которая связывала западные районы Сибири и Кузбасса с Восточной Сибирью и Дальним Востоком. КЖД перевозила транзитные грузы к местам сражений, принимала и отправляла военно-санитарные поезда, обеспечивала бесперебойное движение военно-снабженческих грузов, оперативных и людских эшелонов. Только за период с января по апрель 1942 года (4 месяца) было погружено и отправлено 49804 вагона с оперативными и народнохозяйственными грузами.

Женщины с первых дней войны стали активно заменять своих мужей-железнодорожников на рабочих местах. Силами КЖД только за первый военный год 4659 женщин получили навыки работника железной дороги. Училища и школы фабрично-заводского обучения  комплектовались молодёжью с шести или семилетним образованием, в возрасте 14-15 лет. Обучение велось по ускоренной программе, например, без отрыва от производства на курсах в индивидуальном порядке и бригадном ученичестве, на местах силами всех служб дороги.

Исследователю удалось установить, что в течение 1943-1944 годов все плановые технические работы на станции Абакан выполнялись, росли показатели производительности труда, что определяло её эффективность.

Справка. Елена Владимировна Бесчастных в 1997 году окончила ХГУ им. Н.Ф. Катанова по специальности «История», получив квалификацию «Учитель истории, обществознания и права». В 2020 году окончила магистратуру по профилю «История и архивное дело», а в 2024 году  аспирантуру ХГУ. 4 марта 2025 года в Диссертационном совете при Сибирском федеральном университете защитила кандидатскую диссертацию. А 4 июня 2025 года Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации было принято решение о присуждении Бесчастных Е.В. учёной степени кандидата исторических наук.