Новости

24 ноя 2025 - 08:30

Молодые учёные ХГУ создают новые технологии для профориентации

Команда под руководством аспиранта Хакасского госуниверситета Вячеслава Осипова стала победителем конкурса грантов Фонда содействия инновациям «Старт-1» и получит пять млн рублей на реализацию своего технологического проекта. Проект направлен на создание инновационной профориентационной системы, объединяющей VR, биометрический анализ и адаптивную материальную модель для объективной оценки предрасположенности молодёжи к инженерным профессиям. 

Виртуальная профориентация поможет выбрать профессию и не ошибиться с помощью VR-технологий. Конкурс «Старт-1» реализуется в рамках федерального проекта «Технологии». Целью программы «Старт» является создание новых и поддержка существующих малых инновационных предприятий, находящихся на начальной стадии развития и стремящихся разработать и освоить производство новой продукции, технологии или услуги с использованием результатов собственных научно-технических исследований, имеющих значительный потенциал коммерциализации.

Современные школьники стоят перед непростым выбором будущей профессии. Традиционные методы профориентации – тесты и лекции – всё чаще уступают место новым технологиям. VR профориентация открывает школьникам уникальную возможность не просто услышать о профессии, а буквально примерить её на себя.

С помощью виртуальной реальности подростки могут участвовать в  захватывающем и практичном  формате, который делает процесс выбора профессии осознанным и увлекательным. Профориентация в виртуальной реальности –  инновационный формат обучения, в котором школьники погружаются в мир профессий не через сухие описания, а через иммерсивные VR-симуляторы. Если раньше выбор профессии ограничивался тестами и экскурсиями на предприятия, то сегодня абитуриент может надеть VR-очки и буквально оказаться «на рабочем месте будущего». Именно поэтому VR профориентация становится мощным инструментом, который помогает  сделать осознанный выбор и избежать разочарований в будущем.

Получатель гранта – стартап ООО «Цифровые образовательные решения», созданный в рамках реализации гранта «Студенческий стартап» в 2024 году. Команда проекта на 90% состоит из студентов, аспирантов и преподавателей ХГУ. В её состав вошли: руководитель проекта  – Вячеслав Осипов (ИТИ); научный руководитель  – доктор технических наук Алёна Ступина (ИТИ), а также преподаватели и студенты  из ИЕНИМ, ИМЭА и ИНПО. Это инженеры-исследователи, программисты и математики.

Руководитель проекта Вячеслав Осипов рассказал:

Новизна технологического предложения заключается в комплексном подходе. Во-первых, мы обеспечим интеграцию биометрии для оценки эмоционально-когнитивного отклика в VR-симуляциях профессий. Во-вторых, для оценки соответствия школьника профессии используем созданные нами референсные модели успешных специалистов. Прогноз профпригодности будущих инженеров реализуется с помощью математического моделирования и кластерного анализа. Мы ожидаем добиться уровня точности прогноза не ниже 89 процентов.

Развитие технологического предпринимательства является одной из важнейших задач Программы развития университета. Мероприятия, которые реализуются в вузе по развитию среды технологического предпринимательства дают свои плоды.

 В этом году ранее уже два студенческих проекта получили гранты Фонда содействия инновациям «Студенческий Стартап» по 1 млн рублей на создание стартапов и внедрение своих научных разработок. Так студент второго курса магистратуры ИТИ Александр Акинин за счет средств гранта для студенческих стартапов реализует проект «LungScan», направленный на создание прототипа веб-приложения для оценки рисков заболеваний лёгких на основе технологий искусственного интеллекта.

В рамках проекта студенток Дианы Коноваловой и Татьяны Опариной «Производство персонализированной одежды для собак с использованием параметрического и 3D моделирования» будет открыт стартап, внедряющий новые технологии в сферу мелкосерийного производства одежды для домашних питомцев, – отметил проректор по науке и инновациям Андрей Попов.

В рамках реализации проекта планируется создать два коммерческих продукта:
– для HR-департаментов промпредприятий, сокращающего на 40% затраты на подбор кандидатов в инженерные классы и на целевое обучение. А также веб-сервис для школьников и абитуриентов, предоставляющий персонализированные рекомендации за 40 минут. Проект направлен на снижение риска ошибочного выбора профессии, оттока студентов в ходе профессионального обучения и сокращения затрат на целевое обучение школьников – будущих инженеров.