В ближайшей перспективе российские вузы ждёт глобальная реформа. Уже в следующем году они переходят на новую систему высшего образования. О больших преобразованиях в интервью корреспонденту информационного агентства «Хакасия» рассказала председатель Совета ректоров Хакасско-Тувинского региона, ректор Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, доктор экономических наук, профессор Татьяна Краснова.
– Татьяна Григорьевна, реформа высшего образования в России предполагает переход на новую модель уже к сентябрю 2026 года?
– Действительно, в сентябре следующего года предполагается переход на новую модель образования. Образование будет делиться на три уровня:
– В целом понятно, однако стоит обозначить наиболее важные – ключевые моменты реформы высшего образования.
– Ключевым элементом реформы, на мой взгляд, является практикоориентированное обучение. Программы базового и специализированного высшего образования будут максимально адаптированы к требованиям современных предприятий и организаций. К слову сказать, многие образовательные программы ХГУ уже сегодня являются практикоориентированными. Если речь вести о лечебном деле, педагогике или горном деле, то практикоориентированность обеспечивают более 20 процентов работодателей.
Студенты постоянно проходят практику и занятия в организациях работодателей, выполняют курсовые и дипломные работы с учетом их реальных потребностей.
Не менее важным элементом становится повышение гибкости и вариативности обучения. Студенты получат возможность выбирать индивидуальные траектории обучения, специализируясь на наиболее интересных для них направлениях. Более актуальным становится получение дополнительного образования.
Кроме того, предстоит обеспечить более глубокое сотрудничество вузов с будущими работодателями выпускников. У выпускников значительно увеличатся шансы на успешное трудоустройство. На это нацелен и новый механизм целевого приёма студентов.
– Татьяна Григорьевна, много лет назад внедряли бакалавриат и магистратуру с целью придания высшему образованию открытости. Это был период расцвета глобализации. Сейчас мы делаем возврат к национальному образованию?
– Всё так. В начале 2000-х идеологам реформы высшего образования казалось, что универсальное образование в контексте Болонской системы является идеальным. Но система бакалавр-магистр привела к оттоку квалифицированных кадров из страны.
Инициаторы этой системы в России открыто заявляли, что она вводится, чтобы российским студентам было легче поступать в зарубежные вузы для продолжения обучения. Поскольку за рубежом не очень понимали нашу квалификацию специалиста. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Ведущие страны мира вступили на путь протекционизма своей промышленно-технологической базы, перечень санкций постоянно увеличивается. Эпоха подготовки четырехлетних «бакалавров машиностроения», «бакалавров энергетики», «бакалавров строительства» и прочих технических направлений нанесла огромный вред реальному сектору экономики.
– Какие специалисты больше всего нужны сегодня?
– Всё зависит от потребностей экономики и социальной сферы. Структура экономики меняется, усиливается запрос на отказ от импорта и разработку технологий внутри страны. Растёт потребность в специалистах для реальных отраслей экономики, способных быстро включаться в практические задачи. Таких как горный инженер, строитель, энергетик, информатик, агроном.
Также меняется социальная сфера – нужны врачи, педагоги, работники культуры более адаптированные к требованиям работодателей. Согласно результатам исследования 2023 года, около половины опрошенных работодателей в качестве основной проблемы называли необходимость с нуля адаптировать вчерашнего выпускника вуза к реалиям производителя товаров и услуг.
– Как новая система образования будет способствовать решению этой проблемы?
– Такая проблема, к сожалению, есть. Выпускникам часто не хватает глубокой профессиональной подготовки и опыта решения реальных задач. Настоятельной потребностью становится сокращение разрыва между теорией и практикой. Особенно в тех сферах, где изменения происходят стремительно, например, в IT, промышленных технологиях, дизайне, маркетинге.
Ещё одна причина перехода на новую модель – желание сделать образовательные траектории более понятными и цельными для студентов. Четырёхлетнего бакалавриата бывает недостаточно для качественного освоения профессии: не хватает часов теории и особенно практики. Магистратура решает эту задачу не всегда.
Бывает, студент выбирает новое направление, в этом случае происходит не углубление профиля, а переквалификация. В новой модели предполагается более сквозная и непрерывная подготовка: от базовой к специализированной, без резких смен трека.
Однозначно планируется усилить связь с рынком труда: программы нужно проектировать и реализовывать в партнёрстве с работодателями. Увеличится объём практической подготовки.
– Есть резон уточнить: какая запись появится в дипломе выпускника после унификация обучения?
– В отличие от бакалавриата, который чаще воспринимают в основном только в связке с магистратурой, новое высшее образование – самостоятельный уровень. Выпускник получит диплом, который позволит работать без необходимости продолжать обучение на следующей ступени.
Главное принципиальное изменение – суть квалификации. Сейчас в дипломе указывают квалификацию: например, «бакалавр» по соответствующему направлению подготовки. С 1 сентября 2027 года квалификация в дипломе будет отражать не уровень образования, а профессиональную сферу: экономист, менеджер, инженер, математик, историк.
Согласно концепции, первые два курса студенты будут изучать образовательное ядро. Оно включает общие для всех социогуманитарные дисциплины, такие как иностранный язык и история России, и фундаментальные дисциплины, общие для выбранной области.
– И каким будет срок получения базового образования?
– Срок обучения по программам высшего образования будет варьироваться от четырёх до шести лет. Срок по высшему образованию увеличат, скорее всего, для юриспруденции, педагогики и инженерных специальностей. Необходимо отметить, что срок обучения будет устанавливаться Министерством науки и высшего образования России.
– Какое решение принято федеральным профильным ведомством по подготовке юристов, менеджеров и экономистов?
– Минобрнауки РФ приняло решение существенно снизить контрольные цифры приёма и убрать данные специальности из непрофильных вузов, например, технических, медицинских. У нас подготовка остаётся, но число бесплатных мест снижено. Данное решение объясняется тем, что рынок труда необходимо привести в равновесие. Такое уже было с психологами несколько лет назад. Через три-четыре года рынок начнёт приходить в равновесие.
– В стране подготовлено много бакалавров, действительны ли их дипломы?
– Действительны. При этом бакалавр имеет право поступить на уровень специализированного образования. Как я уже сказала, этот уровень заменит магистратуру, ординатуру и ассистентуру-стажировку. Учёба на программах специализированного высшего образования займёт от одного до трех лет, в зависимости от направления подготовки.
– Как и завещал молодёжи Владимир Ильич Ленин: «Учиться, учиться и учиться».
– Да, учиться и повышать свою квалификацию нужно постоянно, сегодня происходят стремительные изменения технологий, цифровизация. Для этого у нас есть в структуре университета институт повышения квалификации и переподготовки кадров. Предусмотрены разные программы от 36 часов до годового курса обучения по разным специальностям.