«Тогыз Кумалак» – так называется игра, которая стала основой выпускной квалификационной работы студента инженерно-технологического института Кирилла Зотова. Игра сочетает в себе традиции хакасской культуры и современные технологии.
Логическая игра с богатой историей, популярная среди тюркских народов «Тогыз Кумалак», была включена в список нематериального наследия ЮНЕСКО Казахстана и Турции в 2020 году. Она используется как на спортивных турнирах, так и на международных соревнованиях – от Казахстана до Германии. Игра может применяться на уроках истории, культуры, а также стать тренажёром для развития логического мышления. Кроме того, это увлекательное занятие, которое можно легко организовать в дороге или вечером дома.
Ключевые особенности проекта: аутентичный дизайн с традиционными орнаментами, возможность игры, как с искусственным интеллектом, так и с другими игроками (локально и онлайн), образовательный компонент для изучения правил и развития логического мышления, а также кроссплатформенность для устройств Android и iOS. В планах разработчиков – внедрение турниров и системы рейтингов, запуск компьютерной версии игры, а также внедрение поддержки различных языков, включая хакасский.
– Я хотел попробовать себя в новой сфере, поскольку ранее занимался разработкой десктопных систем управления данными. Разработка игр – это что-то новое, креативное, и меня это затянуло. Не хотелось создавать ещё одну обычную стрелялку. Важно было, чтобы проект имел смысл и был связан с регионом, где я родился, – поделился автор проекта Кирилл Зотов. – С помощью игры можно узнать о культуре тюркских народов. Я постарался показать в интерфейсе элементы хакасского стиля: орнаменты, цвета и музыку. Хотелось, чтобы это был не просто «цифровой продукт», а цифровое отражение культуры.
Разработанный проект не только способствует сохранению культурного наследия, но и делает его доступным для молодого поколения в цифровом формате. Игра уже получила свидетельство о государственной регистрации в Роспатенте.