Новости

11 фев 2025 - 14:00

Театральное искусство в Хакасии выполняло важную духовную роль для Победы в годы ВОВ

На Экспертном совете по науке Верховного Совета республики, прошедшем в Хакасском госуниверситете, с сообщением «Исследования, посвященные вкладу Хакасии в победу в Великой Отечественной войне» выступила профессор кафедры истории института истории и права, доктор исторических наук, профессор Надежда Артамонова.

Последний ректор Абаканского педагогического института, профессор Степан Павлович Ултургашев в одной из своих статей к 50-летию Победы выступил против фальсификации Великой Отечественной войны, против искажения исторической правды странами Запада о победе советского народа. Он был, пожалуй, одним из первых ученых в историографии Хакасии, кто озвучил эту мысль. Кафедра истории, по сути, воплотила в практику эту мысль С.П. Ултургашева.

  – Мне, как члену кафедры, приходилось неоднократно выступать перед студентами университета, Института истории и права. Центральная тема моих выступлений касается культурного развития Хакасии в годы Великой Отечественной войны, вклада культуры в достижение Победы, – отмечает Надежда Яковлевна. – В то время, идейным оружием в борьбе против врага становились: театр, печать, радио, кино, наука, образование. Они выполняли не только культурно-просветительские, но прежде всего агитационно-пропагандистские функции, направленные на патриотическое воспитание, духовную мобилизацию населения. Это было не просто велением времени, эта была настоятельная необходимость.

Большой интерес у студентов вызывают лекции о театральном искусстве во время войны. В военные годы в Хакасии функционировали три театра: Абаканский областной русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова, Хакасский национальный театр им. А.М. Топанова и кукольный. Именно они по силе воздействия на чувства, сознание и настроение человека играли большую роль в годы войны.

По словам доктора наук, к сожалению, до сих пор нет комплексных, научных исследований по истории театров в Хакасии не только в годы войны, а в целом по истории театров. Из современных публикаций, посвященных отдельным аспектам культурного развития Хакасии в военный период, можно выделить небольшую книгу Эльзы Коковой «Чон чарии» («Народный свет»). Есть издание научно-популярного характера Виктора Шлыка (в соавторстве с Лидией Шлык) «Судьба и загадка Русского театра в Хакасии».

Из книги мы узнаём о таких артистах как Анатолий Щукин, работавший в национальном театре, поскольку прекрасно владел хакасским языком, также об Анатолии Шварцман. Старшее поколение помнят этих артистов.

Директором, а потом и художественным руководителем национального театра был Иван Самохвалов. Он был единственным в Хакасии в то время театральным деятелем, который имел высшее профессиональное образование. Он окончил государственный институт театрального искусства – ГИТИС. В годы войны под его руководством были поставлены спектакли Акун» (автор Михаил Коков), «Одураченный Хорхло» (автор Александр Топанов). Во время войны в русский и национальный театры пришел работать Александр Кенель.

В кукольном театре художественным руководителем с 1940 г. был Глеб Кедрин. Театры во все военные годы испытали огромные трудности с кадрами. Артисты уходили на фронт и не возвращались, кто-то приходил с фронта инвалидом. Но театры продолжали работать.

Также Надежда Артамонова пояснила в своём докладе, что говорить о более-менее приемлемых условиях работы театральной интеллигенции в военное время сложно. Хакасский национальный театр и кукольный не имели своего стационарного помещения, они находились в статусе колхозно-совхозного, постоянно гастролировали по селам области. Русский драматический театр выезжал с гастролями за пределы региона: в Ужур, Ачинск и др. территории.

Театры располагались в Доме культуры (сейчас это Национальный центр народного творчества имени С. П. Кадышева). Также в нём нашли пристанище учительский институт, столовая военторга, кинотрест, музыкальная школа, музей и др. После пожара, случившегося в 1942 г., полностью была выведена из строя осветительная и отопительная системы. Но, несмотря на постоянные обновления коллективов, плохие условия труда, творческая жизнь театров продолжалась.

В завершении выступления Надежда Яковлевна сделала акцент на высказывании Степана Ултургашева: «Надо ценить наше прошлое, не отмахиваться от настоящего, работать на будущее»