В Красноярске директор Центра карьеры ХГУ им. Н. Ф. Катанова Лариса Петракова представила доклад о практике, которая уже сегодня меняет систему подготовки вожатых и укрепляет региональные кластеры непрерывного образования педагогических кадров. О подготовке вожатых нового поколения говорили на форуме Енисейской Сибири.
Речь шла о проекте «Форум-открытие «Вожатский трамплин» – уникальной модели, созданной в Хакасском госуниверситете, объединяющей профориентацию, обучение и карьерный рост. Это целостная траектория, где школьники, студенты СПО и вузов развиваются в единой связке, а главное – получают реальный путь к профессии.
Ключевые эффекты практики: интеграция школ, СПО и вузов в единую систему подготовки; участие экспертов федерального уровня; сочетание онлайн-и офлайн-форматов; развитие soft skills, цифровых и медианавыков; реальное трудоустройство (не менее 33 участников отработали суммарно 45 смен от региональных лагерей Хакасии и Красноярского края до всероссийских детских центров – «Артек» и «Орлёнок»).
– Статистические данные свидетельствуют о том, что ежегодно детские оздоровительные лагеря испытывают серьёзные трудности с комплектованием кадров вожатых. Для иллюстрации масштаба проблемы приведу конкретные цифры: только в Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова ежегодно поступает 250 заявок от работодателей на должность «вожатый» при том, что практику в детских лагерях проходят лишь около 200 студентов. Параллельно растут требования к профилю вожатого, он должен быть не только организатором и педагогом, но и аниматором, игротехником, медийным специалистом, – отметила директор Центра карьеры ХГУ Лариса Петракова.
Проект включал три взаимосвязанных компонента: заочный, очный образовательные интенсивы и III региональный конкурс вожатского мастерства «Во! Вожатый».
Образовательный интенсив привлёк 105 участников из девяти образовательных организаций, из которых 77 человек успешно завершили обучение и получили сертификаты. Структура участников отражает принцип непрерывности образования: 57 студентов СПО, 42 – вузов и 6 школьников.
В очном интенсиве приняли участие 38 человек, а в конкурсе «Во! Вожатый» – девять команд и пять индивидуальных участников. Особенно важно отметить географическое разнообразие обучающихся – это представители девяти образовательных организаций, включая Хакасский государственный университет, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Енисейский и Красноярский педагогические колледжи.
Представление практики Хакасского госуниверситета на форуме подчеркнуло её значимость для развития регионального кластера непрерывного педагогического образования. География трудоустройства впечатляет: от региональных лагерей Хакасии и Красноярского края (таких как ДОЛ «Салют», «Солнечный-1», «Заполярный», оздоровительные центры ОАО «РЖД») до всероссийских детских центров – «Артек» и «Орлёнок». Это означает, что проект не просто обучает, а реально интегрирует выпускников в профессиональное сообщество.
Данная практика была представлена на Всероссийском конкурсе лучших практик трудоустройства молодёжи в 2025 году в номинации «Путь к призванию: инновационные методики образовательных организаций в профориентационной работе».
Перспективы развития проекта включают расширение географии участников; продолжение специализации треков под запрос работодателей: DJ/звук, игротехника, медиапроизводство, инклюзия, спортивно-туристский профиль; масштабирование участия студентов с ОВЗ и подготовку вожатых для инклюзивных смен; организацию выездных образовательных интенсивов на базе детских лагерей, создание и укрепление межрегиональной сети подготовки вожатых.
Форум-открытие «Вожатский трамплин» не просто образовательное мероприятие, это комплексная воспитательная практика, которая эффективно решает проблему дефицита квалифицированных вожатых, способствует всестороннему развитию профессиональных компетенций молодёжи и укрепляет региональный кластер непрерывного педагогического образования. Конкурс «Во! Вожатый» стал точкой роста молодых талантов.