При грантовой поддержке благотворительного фонда Андрея Мельниченко аспирант Хакасского госуниверситета имени Н.Ф. Катанова Вячеслав Осипов разработал оригинальный проект «Виртуальный мир профессий».
Молодой учёный и его единомышленники помогают ребятам погрузиться в мир VR-симуляторов из серии «Виртуальный мир профессий» и примерить на себя роль инженера-нефтяника и горного инженера рудного карьера.
В чём особенность проекта и каковы перспективы его развития в регионе, рассказал Вячеслав Осипов.
– Как родилась идея и в чём её «изюминка»?
– С различными формами профориентации школьников мы работаем на протяжении семи лет. Один из первых проектов – встраивание «Атласа новых профессий» в образовательное пространство, включающее лектории и серии настольных игр для более чем 5000 ребят из Хакасии, Тувы и юга Красноярского края. В числе актуальных вопросов: как меняется рынок труда, появляются ли новые профессии, какие из них трансформируются. Вполне возможно, что через некоторое время они сузятся и потребность в них уменьшится.
В 2021 году появилась мысль создать интересное, полезное и креативное пространство, привлекательное для современной молодёжи. При этом мы понимали, что, с одной стороны, рынок труда меняется, а с другой – на смену старого всегда приходит новое – не менее интересное.
Так в нашу жизнь вошла «виртуальная реальность» – отличный инструмент. С её помощью, во-первых, можно показать различные профессии, которые тяжело «пощупать» в силу организационных и технических ограничений. А ещё высока конкуренция! Но во многих крупных компаниях, в том числе связанных с инженерной, нефтяной, горнодобывающей промышленностью, необходимо использовать инструменты искусственного интеллекта и другие ноу-хау. Они уже доступны и дома, и в школе. Понимая, что такая технология становится более доступной, мы и решили сделать проект, который поможет молодым людям определиться с выбором будущей профессии.
Симулятор горняка позволяет погулять по виртуальному аналогу реального карьера, узнать про аварии, которые могут произойти на горном карьере, и попытаться разобраться в их причинах. А также изучить чертежи элементов такого карьера (паспорта забоев) в двухмерном формате и превратить их в 3D-модели для более наглядной визуализации.
– Какие профессии в основе вашей профориентационной разработки?
– Выбор пал на специальности инженера-нефтяника и горного инженера. Первое направление выбрали в том числе потому, что были партнёрские связи с управлением образования города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа. Коллеги поддержали наш проект. Им было интересно, что из этого может получиться. Мы создали тематический проект, вышли с инициативой его реализации на федеральный уровень – конкурс грантов президентского Фонда культурных инициатив. Его одобрили, и вскоре был разработан первый прототип программы «Виртуальный мир профессии: инженер-нефтяник». Мы создали сценарий и программный продукт. На протяжении учебного года в проекте приняли участие более пяти тысяч школьников Ханты-Мансийского автономного округа. Ребята прошли через симуляцию и познакомились с реалиями профессии инженера-нефтяника. Для школьников это интересный формат – вовлекающий, мотивирующий, перспективный.
– Как вы думаете, может ли ваша методика привлечь молодёжь в профессию?
– Мы стараемся продемонстрировать ребятам плюсы и минусы профессии. Но можем охватить лишь некоторую часть, к примеру, самую сложную или интересную. У нас в республике нет нефтяной промышленности, но кто сказал, что выпускники хакасских школ не могут найти себя в данной сфере деятельности? За период использования симулятора профессий в Хакасии восемь школьников из республики поступили в учреждения среднего и высшего профессионального образования нефтяного профиля.
– Что вы можете сказать о виртуальной профессии горного инженера?
– Этот программный продукт уже доступен в двух версиях: для персональных компьютеров и для VR-гарнитур. Плюс симуляции в том, что она позволяет попасть в ту сферу деятельности, где осуществляет работу специалист: в карьер, на нефтедобывающую платформу и скважины. В реальности сделать это сложнее, так как объекты достаточно опасны. И будем честны: никто школьников там не ждёт, поскольку это даже организационно практически нереально.
Поддержка таких нестандартных форматов работы с будущими абитуриентами позволяет сформировать интерес ребят к инженерным специальностям и таким видам деятельности, как горное дело, нефтяная промышленность, энергетика, в том числе и гидроэнергетика, найти себя в профессии и получать достойную заработную плату.
А в планах у нас – создать симулятор энергетика. И, конечно, развиваться дальше.
Беседовала Инга Талахадзе. Материал опубликован в газете «Хакасия». Фото пресс-службы ХГУ