Сведения о наличии средств обучения и воспитания, в том числе средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средствами обучения и воспитания в ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» (далее – Университет) выступают разработанные основные и дополнительные образовательные программы, учебные планы, учебно-методические комплексы дисциплин и информационно-библиотечные ресурсы, нормативные документы и локальные акты Университета, регулирующие образовательную и научно-исследовательскую деятельность студентов, современное оборудование, поддерживающее образовательный процесс на высоком уровне, электронно-образовательные ресурсы, электронная информационно-образовательная среда Университета, воспитательная и педагогическая поддержка обучающихся сотрудниками и научно-педагогическими работниками Университета.

Создание социально-культурной среды университета с акцентом на развитие личности будущего специалиста является одним из важнейших условий развития университета в современных условиях. Воспитание направлено на реализацию двух взаимосвязанных целей - обеспечение социализации человека и поддержку процесса индивидуализации личности.

В университете разработана внутривузовская нормативная документация, определяющая концепцию формирования социально-культурной среды ХГУ, обеспечивающей развитие общекультурных (универсальных) компетенций обучающихся, а также документы, подтверждающие реализацию университетом выбранной стратегии.

Управление воспитательной работой в университете основано на сбалансированном системном сочетании административного управления и соуправления студентов. Для продуктивного управления воспитательной деятельностью в университете формируются необходимые для выполнения конкретных функций административные, научно-методические и общественные структуры, деятельность которых регламентируется соответствующими положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями, локальными актами.

В университете развита система студенческого соуправления как особая форма инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.

Совет обучающихся способствует активизации и развитию студенческого самоуправления; созданию благоприятной обстановки, способствующей эффективному образовательному процессу, профессиональному становлению обучающихся, раскрытию творческого потенциала, талантов и способностей, обучающихся университета; вовлечению студенчества в научную деятельность, содействие органам управления университета в решении поставленных перед университетом задач.

В университете действует студенческая профсоюзная организация. Работая в области молодежной политики совместно с администрацией университета, профсоюзная организация студентов стремится оптимизировать процесс гражданского становления и профессионального самоопределения молодежи. Основные направления деятельности профсоюзной организации студентов ХГУ им. Н.Ф. Катанова: юридическая, материальная и консультационная помощь членам профсоюза; социально-правовая защита членов профсоюза; спортивно-оздоровительная работа; работа по улучшению жилищно-бытовых условий студентов; информационно-методическая работа со студентами и обеспечение вторичной занятости членов профсоюза.

С целью повышения эффективной деятельности студенческого соуправления регулярно проводится учеба студенческого актива, с привлечением специалистов Управления культуры, молодежи и спорта Администрации г. Абакана, представителей Абаканского городского студенческого совета и других организаций по работе с молодежью.

В каждом учебном структурном подразделении университета действует своя подсистема студенческого соуправления, особенности которой обусловлены профессиональной специализацией. В ее состав входят органы студенческого управления УСП, различные по направленности студенческие объединения, а также проектные группы, которые объединяют студентов для реализации инициативных проектов.

Студенческие объединения созданы по различным направлениям деятельности (научно-исследовательская, физкультурно-спортивная; культурно-творческая; профориентационная; общественно-значимая).

Работа в области молодежной политики университета ориентирована на личностное, гуманитарное развитие, а также на личное и общественное благо обучающихся, на повышение их профессиональной компетентности и обучение правовой грамотности, что в свою очередь оказывает влияние на качественное становление будущего специалиста.

В университете используется совокупность различных информационных и коммуникационных средств, которые рассматриваются как ключевые инструменты обеспечения участия студентов в общественной жизни, вовлечения молодых людей в созидательную социальную практику. Ведется работа по формированию инфраструктуры, которая позволит студентам стать полноценными участниками процесса создания, передачи и использования информации, а также повысит их информационную культуру.

Для формирования общекультурных компетенций в университете имеется достаточная материально-техническая база, соответствующая санитарно-гигиеническим нормам и нормативам. В университете имеются актовые залы, спортивные и тренажерные залы, легкоатлетический манеж, открытые спортивные площадки, объекты для организации культурно-массовой деятельности.

В университете 10 студенческих общежитий, предназначенных для временного проживания и размещения иногородних обучающихся Обучающимся созданы все условия для дальнейшего самостоятельного решения возникающих проблем как профессиональных, так и жизненных, на основе гражданской активности и развития систем самоуправления.

В университете созданы специальные условия для получения среднего профессионального и высшего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.

Получение доступного и качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья обеспечено путем создания в университете комплекса специальных условий обучения для данной категории обучающихся. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, включающие использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из психофизического развития и состояния здоровья инвалидов и ЛОВЗ, организуются занятия совместно с другими обучающимися в общих группах, с использованием социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создания комфортного психологического климата в группе, отражающихся в планах воспитательной работы Университета, а так же при разработке индивидуальных планов преподавателей.

В учебном процессе для инвалидов и ЛОВЗ применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах.

Для профессорско-преподавательского состава Университета организуются занятия в рамках повышения квалификации, в том числе по программам, направленным на получение знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и ЛОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применению специальных технических средств обучения с учетом различных нозологий.

Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся и рекомендации медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной программы реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

В Университете осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и ЛОВЗ в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.