Я – выпускник ХГУ: Руслан Ивакин

Свою историю успеха рассказывает этнический певец GURUDE, Руслан Ивакин. Он входит в элиту EthnoWorldmusic планеты, дважды лауреат премии Президента РФ, хэдлайнерУниверсиады-2019. Именно он написал композицию для этнического блока, которую исполнил ее на Универсиаде в Красноярске и Чемпионате мира JWSS.

«Абакан - Нью-Йорк»

 – Руслан, почему Вы выбрали ХГУ?

– Я учился в сельской школе в Алтайском районе Хакасии и мечтал поступить именно в ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Для меня этот университет– брэнд, лучшее высшее учебное заведение регионального уровня. Помню, в моем классе все хотели учиться в ХГУ.

Я поступал в наш университет два раза. Долго мечтал о музыке и поэтому после 9 класса решил пойти в музыкальный колледж ХГУ на хореографическое и вокальное отделение. К сожалению, не поступил, не прошел по баллам, хотя были высокие оценки по специализированным предметам.

Теперь, когда я встречаюсь с педагогами, которые принимали у меня экзамены, мы часто вспоминаем тот волнительный момент поступления. Они говорят: «Руслан, как мы могли тебя не принять на факультет, не увидеть в тебе талант …» Но, к сожалению, тогда не получилось.

Знаете, на мой взгляд,большая ответственность– принимать экзамены, быть в приемной комиссии. Не все могут увидеть потенциал в человеке, поэтому нужно очень тонко исследовать мир будущего студента. Я сам часто сижу в жюри и понимаю всю степень ответственности. Все же, считаю,экзамен по специальности должен быть решающим. Но мне судьба, значит, готовила другой путь, мне было бы легче в тот сложный момент, если бы я знал, что через 10 лет буду петь на лучших сценах мира, как например: ArenadiVerona в Италии, ЮНЕСКО во Франции, ООН в США и другие. Но тогда об этом я не мог и мечтать. Теперь осознаю, что копил силы для мощного рывка, я же спринтер с детства, спортсмен. Никогда не сдавайтесь, верьте в себя! Всему своё время!

Второй раз поступал в институт в 2005 году уже после 11 класса. Я успешно сдал все экзамены, ЕГЭ.К сожалению, большинство абитуриентов, точно не знает, чем бы хотели заниматься и какое их призвание. Всегда играют свою роль стереотипы, тренды, престиж профессии, мнение родителей, выбор друзей и т.д. Здесь необходимо слушать внутренний голос. А если он молчит? Я понимал всегда внутри, что хочу заниматься музыкой, но в 2005 году были особенно популярны экономические факультеты. Да и все вокруг твердили: «Нужен тыл, нужен тыл. Необходимо получить образование! Экономическое!». И я подал документы на направление подготовки «Менеджмент организации» в институт экономики и управления ХГУ, отодвинул свою мечту, музыку, на второй план.

– Почему менеджер?

– Эстетика, красивый деловой костюм, ценные бумаги, своя компания, управление – общий образ мне понравился в перспективе. Но в реальности все по-другому, если бы тогда мне объяснили.

Я подал документы в институт, выиграл республиканский музыкальный конкурс и получил путевку в творческий лагерь «Океан».В середине смены мне звонит мама и говорит, что меня нет в списках студентов, прошедших на «бюджет». Я очень расстроился и оставшиеся дни во Владивостоке были не особо счастливыми. Я из простой семьи и учеба на платном отделении не была в моих планах. Я осознавал, что сумма, которую нужно было оплатить за мое обучение будет неподъёмной для семьи. Родители нашли деньги, чтобы я учился в институте. Я очень благодарен им за этот шаг и поступок. В то время я сам не мог заработать такие деньги.

– Началась учеба и…?

– Я поставил себе цель – во что бы то ни стало за год доказать, что я – студент, который достоин учиться на бюджетном месте. Хотел, чтобы мной гордились. Мне необходимо было показать свои возможности, чтобы меня оценили, убедить деканат, чтобы меня перевели на бесплатное обучение. Я это делал, прежде всего, для родителей, чтобы этот груз ушёл с их плеч.

Но достичь этой цели оказалось очень сложно. Бессонные ночи, необходимо было много читать, работать.Я помню наш первый семинар у моего любимого педагога Галины Федоровны Сурвилло. Всем выдали 30 заданий, и я понимал, что могу выполнить только 30% из них. Знания линейной алгебры были не сильны в нашей сельской школе по сравнению с городскими гимназиями, откуда были мои однокурсники. Мы просто многого не изучали, что необходимо было решить в этих 30 заданиях.

Я попал в одну из сильнейших групп «Финансы и кредит - 11», 70 процентов которой составляли ребята из гимназий. Я попал в логово лидеров, и эта конкуренция сделала меня ещё сильнее. Если в школе у меня с математикой было много вопросов, то в университете, благодаря моим усилиям и гениальному педагогу Галине Федоровне все получилось. Честно признаюсь, я боялся этого педагога, сильнейшая личность! Преклоняюсь перед ней.

Мне на втором курсе поставили экзамен «автоматом», это было очень, очень редко на нашей специальности и было большой наградой для студента. Мне одногруппники часто помогали на первом курсе в линейной алгебре, а я им – в культурологии. Меня манили эти темы о древних культурах, особенно Месопотамия. В общем, искусство тянуло к себе. Я безумно любил и сейчас люблю изучать древние культуры, собственно это сейчас транслируется в моих проектах и музыке.

– Если поступил на платное место, наверное, и в общежитие заселиться не получилось? Что делал? Тяжело было?

– Да, нелегко. Я жил в деревне в родительском доме, каждый день ездил на учебу и обратно, это 80км. С транспортом было тяжело. Картина перед глазами – зима, - 40°С, Сибирь, метет метель, семь утра, необходимо ехать, ты должен получать новые знания… Знаете, как будто специально меня испытывали в разные периоды. И всегда я говорил себе: «Ты все выдержишь». Один автобус тогда ходил небольшой, заполнен был всегда, не хватало мест. Такси не было, да и это была бы непозволительная роскошь. Я на попутках добирался, всегда приезжал вовремя, люди попадались добрые. Цель была поставлена, и это приучило меня и к пунктуальности, и к ответственности. Мне очень помогли эти качества в жизни.

Я смотрел на своих родителей и видел, как сложно даются заработанные честным трудом деньги. Два стимула двигали мной тогда: знания и волнение за родителей.Я очень ждал момента, когда зайду в деканат, и мне объявят: «Да, Руслан, у тебя достойные баллы, мы тебя переводим на бюджет». И это случилось. Со мной была мама, я посмотрел в ее глаза и стал ещё счастливее.

– А музыка, она ведь тоже пришла к Вам именно в университете?

– Я занимался музыкой с детства. Уже в восемь лет написал первую песню. Учился у двух прекрасных педагогов, это отдельная длинная история.

В университете я увидел объявление о наборе на ФДПС на курс «Эстрадно-джазовый вокал» к мастеру Татьяне Алексеевне Масловой. Да, я учился на экономиста, но моя душа все равно стремилась к музыке.

Я всегда хотел петь, но в нашей деревне не было музыкальной школы. И тогда 12-летним мальчишкой я записался в музыкальную школу в Белом Яре, два года на занятия ходил пешком или добирался на попутках, 12 км туда и столько же обратно. Рассказываю эту историю часто на встречах со своими коллегами , многие не верят. Искусство – сильнейший магнит.

Я был рад, когда в университете у меня появился шанс параллельно учиться музыке у потрясающего мастера.Отбор на курс к Татьяне Алексеевне я прошел сразу, знаете, так бывает, когда все сложилось, когда люди сразу понимают друг друга. Я попал в сильную группу вокалистов, своих коллег и будущих друзей – Аня Ахпашева (сейчас пресс-секретарь отделения – Национального банка РХ), Леша Петриченко (сейчас директор Усть-Абаканского ДК), Паша Степанов (сейчас солист своего проекта в Санкт-Петербурге ), талантливые ребята. Начались занятия, и я понял, что музыка занимает большую часть моей жизни. Репетиции, концерты, снова репетиции. Музыка захватывала меня все больше, и уже непонятно было, какой факультет был основной. Но я находил время, планировал, распределял свой день так, чтобы все успеть. Стало конечно труднее, но в моей жизни появилась еще одна дорога, связанная с музыкой.

В то время ректором ХГУ был Валентин Анатольевич Кузьмин. Он очень поддерживал сферу искусства и культуры, помогал талантам, умел слушать и слышал нас. Благодаря его стараниям состоялись первые гастроли, моя первая поездка за рубеж в Пекинский университет.

Это была студенческая программа – международный культурный обмен. Я помню, мы пели песню «Подмосковные вечера» на русском и китайском языках. Гастроли прошли успешно. Потом было еще очень много поездок, конкурсов, мастер-классов. Это стало началом моего большого списка стран, сегодня их более 30. Я много ездил и боролся за честь университета, привозил много побед. Благодаря этим конкурсам я дважды стал лауреатом премии Президента РФ.Спасибо декану ФДПС Татьяне Петровне Вишневской, она всегда поддерживала нас и защищала, если мы пропускали много занятий в своих институтах. Она была связующим звеном между нашим основным факультетом и искусством. Не все педагоги осознавали, насколько сложно успевать реализовывать все задачи одновременно, но я сам выбрал такой путь и «грыз гранит» в самолётах, поездах, за кулисами…

– Итак, Вы на бюджете, воплотили мечту о музыке, но этого показалось мало?

– Да, мне этого было недостаточно, и я поступил на программу дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций (немецкий язык)». Я учил этот язык в школе, но три урока в неделю не позволили знать его в совершенстве. Поэтому я принял решение– гештальт этот закрыть. Мне это образование очень помогло в карьере. Действительно много значимых событий в моей жизни произошло благодаря знанию немецкого языка, обучению в институте филологии. Я очень благодарен Ирине Петровне Амзараковой, Евгению Владимировичу Танкову, всем преподавателям факультета. Они– педагогивысокого класса. Несколько раз я участвовал в конкурсах на получение грантов, раз восемь писал и безрезультатно, на девятый выиграл грант Посольства Германии при поддержке Института им. Гёте. Цель гранта  создание новой программы, вокально-инструментального цикла на немецком языке. Я выиграл этот грант вместе с композитором Татьяной Фёдоровной Шалгиновой. Она написала музыку, а я стихи на немецком языке и перевел их на русский. Эту программу приезжал смотреть консул Германии, и я получил награду от посла Германии за вклад в развитие культуры и искусства, укрепление российско-германских отношений в области искусства. Огромный был проект, даже не представляю, как все одновременно возможно было это осуществить.

В 2012 году у меня был достаточно высокий уровень знания немецкого языка, в этом большую роль сыграли квалификация педагогов, методика преподавания в институте филологии ХГУ. Тогда я не представлял, что это только начало, через восемь лет я организовал два больших международных проекта в Берлине и Вене, сам былих продюсером и автором.

– На втором курсе Вы начали учиться на двух факультетах сразу, что было дальше?

– А на третьем курсе я стал артистом Хакасской республиканской филармонии. И при этом продолжал учиться.Я иногда говорил себе: «Руслан, что ты делаешь, это же не возможно?». У меня часто совпадали занятия, приходилось выбирать, куда пойти... Звонил педагогам, обещал все выучить и учил, держал слово. Загруженность в филармонии была огромной, много репетиций, концертов. Работал тогда уже с симфоническим и духовым оркестрами. Времени катастрофически не хватало, но всегда можно найти выход, говорил я себе. Университет меня научил определённой системе планирования и решения задачи за сутки. Стрессоустойчивость – очень важная черта, которая появилась в моем личном списке за этот динамичный период. После окончания бакалавриата я поступил в магистратуру, успешно написал и защитил диссертацию, затем окончил аспирантуру. Стал лучшим студентом среди выпускников на городском конкурсе «Формула успеха». После полетел покорять столицу России, поступил на продюсерский факультет, где важно было иметь экономическое образование. В Москве я был одним из успешных студентов на курсе «Менеджмент в музыкальном бизнесе », меня отправляли на лучшие российские и зарубежные стажировки. Оценивали мои знания на высокие баллы такие педагоги, как:продюсер и режиссёр в канадской компании «CirqueduSoleil», один из создателей шоу «О» Павел Брюн,продюсеры телевизионных проектов Юрий Аксюта, Лина Арифулинаи сотни других не менее знаковых педагогов. На продюсерском факультете благодаря знаниям из института экономики и опыту организации этнического проекта родился новый международный проект, над которым я сейчас работаю. Проекты в Японии, Норвегии, Швейцарии, Франции, Монако, Португалии, Италии, США и других странах – все это результат огромной работы и учебы. Ступень за ступенью, плавно, постепенно приближался к своей цели. Благодарю всех педагогов ХГУ за их труды, мудрость, гибкость. С творческими студентами с одной стороны легко, с другой – сложно, когда они не успевают все одновременно охватить.

Хочу обратиться ко всем студентам, которым сейчас нелегко. Только от вас зависит ваше будущее, можно получить много отказов, в вас могут не поверить изначально, но это совершенно не повод останавливаться. Главное, чтобы вы чувствовали, что глубоко в душе зарыто семя, подаренное вам Вселенной, однажды оно даст росток, потом начнётся динамичный рост, бутон и цветение. Кто-то захочет его сорвать, кто-то поможет в росте, кто-то примет за сорняк, помните всегда о мечте, тянитесь к Солнцу, растите, совершенствуйтесь!

Руслан Ивакин и Стивен Флаэрти и ЛиннАренс,  авторы бродвейских мюзиклов 
номинанты «Грэмми», «Золотой глобус» и «Оскар».

P.S.: Один из ярких недавних моментов моей жизни. После моего успешного выступления на Broadway в Нью-Йорке, ночью в отеле на Манхэттен я подошёл к окну, передо мной была нереально красивая панорама, я вспомнил себя в детстве, как я шаг за шагом шёл к этому событию, сколько учился в институте, сколько трудностей прошел, чтобы быть в тридцатке лучших артистов мира со своим авторским проектом. Я стоял и улыбался от счастья, радовался этому моменту жизни, гордился, что не сдался в реализации своей сокровенной мечты. Сейчас есть новая мечта, и это новая история и новая ступень.